Атташе по вопросам обороны посольства США в РФ бригадный генерал Дэн Игл в одном из интервью отметил, что «лучшая летная программа всегда была на авиасалоне МАКС в Жуковском». Не берусь судить, сколько здесь правды, а сколько дипломатии, только, на мой взгляд, летная программа МАКС-2007 была худшей за десять лет.
Такое ощущение, что фирма Су «летала» для «галочки». Остались в прошлом красивые проходы суховских «троек» — истребителей и «корабелок». Можно по-разному относиться к самолету Су-47 «Беркут», но ведь именно он стал в некотором роде символом МАКСа. О «Беркуте» все спрашивали. Но посетители выставки его так и не увидели. Пилотаж Су-34 с широким ассортиментом подвесок и виртуозные полеты Су-30 общего впечатления не изменили.
Зато «оторвались» МиГи.
Про МиГ-29ОВТ сказано и без нас не раз и много, что восторга при наблюдении за эволюциями в воздухе данного летательного аппарата не убавляет. В воздухе показали свои возможности также главные микояновские новинки — МиГ-29К и МиГ-35.
Особо стоит упомянуть полеты восстановленных до летного состояния исторических машин — По-2, И-15бис и МиГ-3. МиГ-3 на публике летал впервые, причем летал здорово!
Конечно, любые заметки о любом авиасалоне представляют собой субъективный взгляд автора. Заметки о пилотаже субъективны вдвойне. Пилотаж — это искусство, а к искусству же у каждого отношение свое. Автор данной статьи не просто необъективен — предвзят. Каждый день салона я от начала до конца смотрел пилотаж «Стрижей» и «Русских Витязей», остальные полеты — когда как. На мой крайне субъективный взгляд ничего лучше полетов парней из Кубинки пока нет. Говорить о личном знакомстве с пилотами не скромно, но причина предвзятости и в этом тоже, поэтому и пишу. Но есть и другая причина. Двух одинаковых полетов не бывает, а пилотаж «Стрижей» и «Витязей» я видел не раз, причем чаще в Кубинке, чем на МАКСе — есть с чем сравнивать. Так вот, вышесказанная фраза о плохой летной программе не имеет ни малейшего отношения к «Стрижам» и «Витязям».
На этом МАКСе пилоты из Кубинки летали как никогда! Дело даже не в бочке, впервые в мире исполненной девяткой истребителей разного типа, и не в новой программе с элементами встречного пилотажа двух групп. Обе пилотажные группы поразили своей слетанностью. Мне всегда больше нравился групповой пилотаж «Стрижей», в то время как «Витязи» брали «зеркальным» пилотажем. Вспомните пару Ткаченко — Хачковский!
На этом МАКСе «Стрижи» летали отлично, но резко прибавили «Витязи». С земли больше всего в глаза обычно бросаются «колебания» крайних ведомых в группе. Такие «колебания» есть всегда, иногда больше, иногда — меньше. В этот раз крайние ведомые «Витязей» Андрей Алексеев и Олег Ерофеев «стояли» четко, как припаянные. Зеркальный пилотаж демонстрировали Игорь Ткаченко, ставший начальником 237-го ЦПАТ, и Игорь Шпак — ныне командир «Русских Витязей». Настоящий шок от этих полетов я испытал уже дома, когда на компьютере посмотрел увеличенные снимки...
«Стрижи» в который раз не смогли показать на МАКСе свою программу полностью. Причина в малой продолжительности полета истребителя МиГ-29 (ау, МиГ-35!). Выход есть — базирование «Стрижей» на время салона в Жуковском. И сколько про это уже говорят... «За кадром» остались соло-полеты Николая Дятла и Дмитрия Копосова. Поверьте, эти полеты стоят того, чтобы на них посмотреть! К сожалению, не вышло.
Каждый МАКС является прощальным для кого-то из пилотов Кубинки. Жалко, что об этом не объявляют на салоне. У футболистов, вон, прощальные матчи проводятся. На прошлом МАКСе с группой простился Дмитрий Хачковский. МАКС-2007 стал прощальным для гвардии полковника Геннадия Анатольевича Авраменко, левого ведущего АГВП «Стрижи» — замечательного человека и удивительного пилота. Геннадий летал еще в «Небесных Гусарах». Кстати, в строю групп «ходят» все самолеты, кроме МиГ-29УБ с бортовым номером «02». Как это получается у товарища гвардии полковника — уму не постижимо!
![]() |
![]() |
В полете МиГ-29ОВТ | В полете Су-30 ЛИИ им. Громова |
Помимо «штатных» полетов в группе, Геннадий Авраменко вводил в строй молодое пополнение. Своим мастерством Сергей Осяйкин и Валерий Морозов в немалой степени обязаны «левому ведомому». Гена! Успехов тебе в новой жизни и, почему-то кажется, что Небо тебя не оставит.