Предыдущая Оглавление Следующая

SirIBA82011.jpg

Пейзаж после битвы: последствия встречного танкового боя у Султан-Якуб в долине Бекаа 11 июня 1982 г. ...Потери были колоссальными.

Для скрытности сирийцы звеном ушли за гору и вновь зашли на цель с другой стороны. Первой паре удалось атаковать неожиданно — разогнавшись, МиГи прицельно сбросили бомбы. Второй паре не повезло — оба самолета, задержавшись с выполнением маневра, были сбиты над целью. Доложить о происходящем летчики не сумели - связь полностью прервалась из-за сильных радиопомех.

Спустя полтора часа на обнаруженные танки по тому же маршруту к озеру Карун ушла следующая пара МиГ-23БН. Связь с ними была быстро потеряна, и с задания они не вернулись.

Еще одна пара взлетела следом, направившись в район Эль Ауди для бомбардировки танковой группы. Подходя к цели на бреющем полете, летчики по сигналам системы предупреждения (СПО) обнаружили работу РЛС израильских истребителей. Оставалось только 20 сек до расчетной точки, и летчики начали боевой заход. На боевом курсе прошло оповещение о захвате - противник был готов к стрельбе. Атаковать с пикирования помешала плохая видимость (в воздухе висела гарь и пыль, поднятые огнем и гусеницами десятков боевых машин), из-за чего бомбы пришлось сбросить с горизонта. На выходе из атаки ведущий уклонился от зенитной трассы, но тут же заметил впереди самолет противника. Летчики легли на обратный курс, огибая горную гряду. Над ней появились еще два вражеских самолета. Чтобы оторваться, сирийцы включили форсаж, перевели крыло в положение 72° и стали выполнять противоракетную "змейку". Однако противник шел вдогонку и уже после выхода на свою территорию ведомый ощутил удар сзади - ракетный разрыв повредивший двигатель. Летчик все же дотянул до аэродрома Меззе и сумел сесть. Уже на пробеге дымящийся МиГ загорелся. Пилот успел выключить двигатель и включить пожаротушение перед тем, как выскочить из кабины, но МиГ-23БН сгорел на полосе. Ведущий благополучно вернулся на свой аэродром.

Вечером перед заходом солнца с аэродрома Сигаль на ту же цель был предпринят еще один вылет. Пара МиГ-23БН, несших по четыре ракетных блока УБ-32, вновь направились по прежнему маршруту, прижимаясь к земле. Обе машины с задания не вернулись. Одна из них была сбита над дорогой Бейрут - Дамаск расчетом ПЗРК "Ред Ай": заметив низколетящий самолет, израильские зенитчики выпустили две ракеты - одна из них прошла мимо, но вторая поразила самолет.

Больше МиГ-23БН из 17-й авиабригады к боевой работе не привлекались. Потери за два дня были слишком ощутимы - в 18 самолето-вылетах бригада лишилась 10 самолетов. Противник быстро обнаружил использовавшуюся сирийцами пару горных проходов, по которым ударные группы выходили к долине Бекаа. На пути к цели потерь не было — укрываясь в распадках, сирийские самолеты скрытно преодолевали горный хребет, но на выходе их уже ждали истребители. Свою роль играла эффективная служба радиоперехвата и радиотехнической разведки израильтян, не ограничивавшихся помехами связи, но и вмешивавшихся в радиообмен, давая ложную информацию. В одном таком случае летчик МиГа, подчиняясь указаниям "наводчика", оказался вдалеке над горами, спохватился, когда стало заканчиваться топливо, но все же сумел дотянуть домой.

Сковывающей становилась и сама разученная тактика использования рельефа местности и прорыва на предельно малых высотах, вынуждавшая летчиков использовать одни и те же горные проходы. При этом пройти к району удара иначе как по одному из двух маршрутов оказывалось невозможно, и эта шаблонность играла на руку противнику.

Проводя анализ радиолокационного поля, организованного израильтянами над районом боевых действий, советские советники определили: совершая полет на стометровой высоте, сирийские самолеты "засвечиваются" противником уже на расстоянии 30-40 км от цели. И, в худшем случае, с учетом запаздывания и прохождения команд, израильские перехватчики и расчеты ПВО получали целеуказание с "форой" в 1,5-2 минуты до того, как МиГи выходили на рубеж атаки.

Играть приходилось, что называется, не только на поле противника, но и по его правилам. "Предупрежден - значит, вооружен" - давняя латинская поговорка подтверждалась здесь же, в Галилее.

Вечером 10 июня в бой включилась эскадрилья МиГ-23БН с аэродрома Насрийя. Сирийцы отказались от вылетов составом звеньев, в которых летчикам оказалось сложно сохранять боевой порядок на маршруте в тесных горных распадках. Выбора, однако, не было и приходилось использовать прежнюю тактику. С небольшими промежутками на задания ушли пять пар самолетов. Первые два МиГ-23БН взлетели под вечер для удара по танкам и мотопехоте в районе Кфариа. Самолеты несли по шесть бомбовых касет РБК-250 с противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5. На этот раз на выборе боеприпасов настояли советские специалисты группы вооружения: по бронированным целям кассеты были наиболее эффективны, и каждая РБК-250 при сбросе с высоты 1000 м обеспечивала зону сплошного поражения на площади в гектар. На предельно малой высоте по межгорью пара вышла в район цели севернее о. Карун, где летчики обнаружили захват РЛС вражеских истребителей, ожидавших их впереди, в спешке РБК сбросили с горизонта, после чего ушли на свой аэродром.

Следующая пара поднялась для бомбардировки израильской группировки у Рашевальди. Машины также несли противотанковую зарядку, загрузив все узлы РБК-250. Выйдя на цель, летчики сделали горку и тут ведущий увидел истребители F-15. Уклонившись умелым выполнением встречного маневра и снижением, летчики сбросили бомбы с горизонта, ушли на предельную малую высоту и вернулись на базу.

Очередные два МиГ-23БН с боевой зарядкой по восемь ОФАБ-250 ушли на цель следом, но вновь изменили маршрут. Уже при подходе к цели они выполнили обманный отворот, "крючком" зайдя с неожиданного направления. Это принесло удачу - не встретив противодействия противника ни с земли, ни с воздуха, летчики успешно отбомбились и вернулись на аэродром.

Предыдущая Оглавление Следующая