АСЫ «ДЕВЯТОК»
Гроуп-кэптэн Джеймс Эдгар «Джонни» Джонсон
Джонни Джонсон родился в Бэрроу, графство Лейкестешир, вступил в RAF вскоре после начала Второй мировой войны. Первые боевые вылеты он выполнил в декабре 1940 г. на «Спитфайре» Mk.l в составе 616-й эскадрильи. В начале 1941 г. эскадрилью перевооружили «Спитфайрами» Mk.IIA, через несколько месяцев - «Спитфайрами» Mk.V. В ходе патрульных рейдов над территорией оккупированной Европы он одержал свою первую подтвержденную победу: сбил на «Спитфайре» Mk.IIA 26 июня 1941 г. над северной Францией Bf 109E. Несколько раз Джонсон летал ведомым у уинг-коммендера Дугласа Бадера.
В июне 1942 г. на личном счету Джонсона числилось уже семь личных побед в воздушных боях и одна в группе, ему было присвоено звание скуадрон-лидера. Джонсон получил назначение командиром вооруженной «Спитфайрами» Mk.V 610-й эскадрильи. В марте 1943 г. Джонсон стал уинг-коммендером и принял под свое начало канадское авиакрыло, которое базировалось в Кенли. На вооружении крыла состояли истребители «Спитфайр» Mk.lX. В последующие шесть месяцев ас сбил 14 самолетов, еще пять побед он разделил с товарищами по оружию.
В сентябре 1943 г. Джонсона направили на «отдых» - перевели в штаб 11-й группы. В боевое подразделение летчик вернулся в марте 1944 г. Джонсон получил назначение командиром другого канадского авиакрыла - 144-го, также оснащенного «девятками». Джонсон командовал этим соединением в период вторжения во Францию и в первые критические недели боев в Нормандии. В августе 1944 г. 144-е авиакрыло расформировали, а Джонсон получил назначение командиром 127-го крыла. В этой должности он оставался до начала 1945 г. 6 апреля 1 945 г. Джонсон получил чин гроуп-кэптена.
Эдгар "Джонни" Джонсон
![]() |
![]() |
Девятка на заводском аэродроме | Одна из первых серийных "девяток", поступивших в боевую часть |
За свою боевую карьеру Джеймс Эдгар Джонсон лично одержал 34 победы в воздушных боях (из них 11 на «Спитфайре» Mk.lX) и семь - в группе. Кроме того, три личных и две групповые победы посчитали вероятными; 10 самолетов лично и три в группе он уничтожил на земле. Дж. Джонсон стал самым результативным британским летчиком-истребителем. Все свои победы в воздушных боях он одержал исключительно на «Спитфайрах». Интересно, что и все сбитые им самолеты (исключая один «вероятный» Bf 110) - одномоторные истребители.
После окончания войны Джонсон продолжил делать карьеру в RAF, дослужившись в конечном итоге до вице-маршала авиации.
Уинг-коммендер Колин Фэлклэнд Грэй
Колин Грей родился в Кристчарче, Новая Зеландия, вступил в RAF в 1938 г. После завершения курса летной подготовки получил в ноябре 1939 г. назначение в вооруженную истребителями «Спитфайр» Mk.l 54-ю эскадрилью. Первый боевой вылет совершил на прикрытие эвакуации британских войск из Дюнкерка. Тогда же одержал и первую подтвержденную победу - сбил 25 мая 1940 г. над Гравелайнсом Bf 109. В последующие несколько месяцев Грей провел множество воздушных боев. К концу Битвы за Британию на счету новозеландца числилось 16 подтвержденных побед и одна вероятная. В течение 1941 г. Грей успел послужить в 1-й, 41-й, 43-й, 54-й, 403-й и 616-й эскадрильях, но сбил всего два самолета противника, прежде чем его «боевой тур» (тур - в смысле «командировка») подошел к концу. Вновь к боевой деятельности новозеландец вернулся в сентябре 1942 г.