Предыдущая Оглавление Следующая

«Четырнадцатые» в боях

Появление «двенадцатой», а затем и «четырнадцатой» модификаций «Спитфайра» строевые летчики ждали с большим нетерпением. Эти скоростные истребители, оснащенные сверхмощным двигателем, сулили им полное завоевание превосходства в воздухе.

Spitfire326.jpg

"Спитфайр" Mk.XIV наносит штурмовой удар ракетами

В начале 1944 г. силами летно-исследовательского подразделения RAF в Дюксфорде проводились сравнительные летные испытания «Спитфайра» Mk.XIV со «Спитфайром» Мк. IX, а также с трофейными истребителями Fw190 и Bf.109G. Вот какова была краткая оценка нового истребителя:

«Различие в тактике использования «Спитфайра» Mk.XIV и «Спитфайра» Mk.lX определяется большей мощностью двигателя и большей массой «Спитфайра» Mk.XIV.

«Спитфайр» Mk.XIV без подвесных баков имеет запас топлива 110 галлонов и запас масла 9 галлонов. На близких режимах полета расход топлива на «Спитфайре» Mk.XIV на 25% выше, чем у «Спитфайра» Mk.lX, поэтому продолжительность полета «Спитфайра» Mk.XIV несколько меньше. Но благодаря большей скорости полета, несмотря на меньшую продолжительность, дальность полета «Спитфайра» Mk.XIV равна дальности полета «Спитфайра» Мк IX.

На всех высотах «Спитфайр» Mk.XIV быстрее, чем «Спитфайр» Mk.lX. На уровне моря разрыв в значении максимальной скорости горизонтального полета составляет 30-35 миль/ч. Наибольшую скорость «Спитфайр» Mk.XIV развивает на высоте чуть менее 15000 футов и в диапазоне высот от 25000 до 32000 футов.

По максимальной скороподъемности «Спитфайр» Mk.XIV несколько превосходит «Спитфайр» Mk.lX. На пикировании «Спитфайр» Mk.XIV легко уходит от «Спитфайра» Mk.lX.

Радиусы виража обоих истребителей идентичны. Радиус левого виража у «Спитфайра» Mk.XIV несколько меньше правого. Угловая скорость крена обоих истребителей одинаковая.

Круговой обзор из кабины хороший, более длинная носовая часть фюзеляжа «Спитфайра» Mk.XIV практически не сказалась на обзоре.

Заключение:

По своим характеристикам «Спитфайр» Mk.XIV превосходит «Спитфайр» Mk.lX во всем диапазоне высот. По скорости и скороподъемности «Спитфайр» Mk.XIV превосходит «Спитфайр» Mk.lX, по маневренности - не уступает. В управлении «Спитфайр» Mk.XIV проще, чем «Спитфайр» Mk.lX, но на взлете и посадке требует большего внимания».

Что касается сравнения с германскими истребителями, то здесь картина была следующей: «В диапазонах высот ниже 5000 футов и от 15000 до 20000 футов «Спитфайр» Mk.XIV превосходит Fw190A в максимальной скорости на 20 миль/ч, во всех остальных случаях - на 60 миль/ч. Во всем диапазоне высот максимальная скорость «Спитфайра» Mk.XIV примерно равна максимальной скорости нового истребителя Fw190, оснащенного двигателем DB 603.

По скороподъемности «Спитфайр» Mk.XIV значительно превосходит Fw190A во всем диапазоне высот.

При переходе в пикирование Fw190A несколько отстает от «Спитфайра» Мк XIV, но затем незначительно его обгоняет.

«Спитфайр» Mk.XIV легко может держаться внутри виража Fw190A, но германский истребитель намного превосходит «Спитфайр» Mk.XIV по угловой скорости крена.

Заключение:

В оборонительном бою с истребителем Fw190A летчику «Спитфайра» Mk.XIV следует использовать лучшую скороподъемность и меньший радиус виража своего самолета. В обороне следует избегать маневров с резким креном и переходом в пикирование, так как на этих режимах Fw190A догоняет «Спитфайр» Mk.XIV».

«Спитфайр» Mk.XIV на 40 миль/ч быстрее Bf.109G во всем диапазоне высот, лишь на высоте 16000 футов разница составляет 10 миль/ч в пользу «Спитфайра».

На высоте 16000 футов скороподъемность «Спитфайра» Mk.XIV примерно равна скороподъемности Bf.109G, на всех других высотах «Спитфайр» Mk.XIV превосходит Bf.109G.

При переходе в пикирование Bf.109G медленно отрывается от «Спитфайра» Mk.XIV, но после достижения скорости 380 миль/ч «Спитфайр» Mk.XIV нагоняет Bf.109G.

Радиус виража «Спитфайра» Mk.XIV меньше, чем у Bf.109G во всех случаях.

Угловая скорость крена «Спитфайра» Мк XIV выше, чем у Bf.109G.

Заключение:

По своим характеристикам «Спитфайр» Mk.XIV превосходит Bf.109G во всем диапазоне высот».

Впрочем, подраться с германскими истребителями пилотам «четырнадцатых» удавалось не часто. Для них нашлась куда более важная работа.

Spitfire327.jpg

"Спитфайр" Mk.XIV из 260-й эскадрильи

Предыдущая Оглавление Следующая