ПОЛЯКИ НА «СПИТФАЙРАХ»
После разгрома Польши в сентябре 1939 г. военнослужащие польской армии частью оказались в плену у немцев, частью - в плену у Красной Армии. Значительная часть ушла в Румынию.
В Румынии поляки поначалу попали в фильтрационные лагеря. Пребывание в лагерях оказалось недолгим. Дальше путь поляков, желающих драться с немцами, лежал во Францию.
Дороги не были простыми: борцы с фашизмом пробирались через Венгрию, Грецию, Югославию, Мальту, Сирию. Первые группы польских военных летчиков добрались до Франции в начале октября 1939 г. Французы не извлекли уроков из польской кампании, продолжая считать авиацию, впрочем, как и танки, лишь средством оказания поддержки пехоте. К тому же, после скоростного падения Польши, солдаты и офицеры польской армии во Франции почетом и уважением не пользовались. Поляков приняли во Франции «радушно, но холодно» — странное сочетание почти взаимоисключающих понятий. Но так было написано в одном французском журнале.
Между тем ВВС Польши в предвоенные годы представляли собой внушительную силу, насчитывающую тысячи опытных летчиков, штурманов, стрелков, техников. Да и в скоротечной войне польские пилоты показали себя с самой лучшей стороны. Казалось бы, французам надо только радоваться такой помощи, но из 2000 пилотов французы отобрали всего 145.
Переговоры о создании возрожденных польских ВВС всячески затягивались французской стороной. Только 4 января 1940 г. было подписано польско-французское соглашение, по которому предусматривалось формирование во Франции четырех польских эскадрилий, в том числе двух истребительных. В феврале было подписано уже тройственное соглашение в области авиации между Францией, Великобританией и польским правительством в изгнании. Сразу после подписания тройственного соглашения 50 польских летчиков прибыли в Британию.
В отличие от Франции их здесь приняли радушно и совсем не холодно. Над судном, которое везло поляков, вблизи берегов Туманного Альбиона сделали круг почета самолеты RAF. На берегу дорогих гостей по старому польскому обычаю встретили хлебом с солью, а министр авиации сэр Кингсли Вуд приветствовал пилотов на их родном языке: «Czolem Lotnicy». 20 февраля 1940 г. на аэродроме Истчарч взвился флаг Польши.
Вскоре французы очень пожалели о «потерянных» летных кадрах. Во Франции в боях успела принять участие только одна польская истребительная эскадрилья - «Монпелье» (с мая - 145-я), вооруженная новейшими французскими истребителями MS.406. После разгрома Франции командующий польской армией генерал Сикорский призвал всех способных держать в руках оружие поляков любыми путями прибыть в Великобританию. На призыв откликнулось большое количество польских пилотов. Кто-то прилетал своим ходом, угоняя самолеты у французов из Европы и из Африки, кто-то прибывал морем на кораблях и транспортах. Предвоенная численность польских ВВС оценивается в 7500 - 8000 человек, летом 1940 г. в Британии собралось 5500 военнослужащих бывших ВВС Польши. Это были ВВС в изгнании!
Такого наплыва англичане не ожидали, однако после падения Франции на острове были рады каждому новому защитнику. Прежде всего требовались летчики-истребители. Не важно, что польские пилоты никогда не летали на британских самолетах, а из английского языка усвоили пару-тройку фраз. Главное - они рвались в бой.
В своей речи 20 августа 1940 г. премьер-министр Черчилль впервые заявил, что в обороне Великобритании принимают участие польские пилоты. Черчилль не кривил душой: в июле-августе были сформированы в составе RAF две польские эскадрильи - 302-я и 303-я. Поначалу в штабы эскадрилий назначали британских офицеров, тут не было политики, просто имелась необходимость преодолеть языковой барьер.