"Спитфайр" PR.Mk IA готовится к своему первому разведывательному вылету 18 ноября 1939 г.
РАЗВЕДЧИКИ
Перед самым началом Второй мировой войны в августе 1939 г. военный летчик М. Лонгботтом представил командованию британских ВВС меморандум, в котором предложил новый подход к стратегической воздушной разведке территории возможных противников.
В то время в Англии, как и во многих других странах, специальных дальних разведчиков не строили, предполагая обойтись имеющимися типами бомбардировщиков.
В королевских ВВС основной машиной, на которую собирались возложить функции фоторазведки, считался двухмоторный Бристоль "Бленхейм". Лонгботтом же полагал, что в условиях сильной ПВО это будет ему не по силам, и предлагал использовать как разведчики специально переоборудованные одноместные истребители. Он писал:
"Наилучшим методом ... кажется использование одной небольшой машины, избегающей перехвата исключительно за счет скорости, скороподъемности и потолка".
Перевеса же в летных данных над вражескими истребителями и необходимого увеличения дальности он собирался достичь за счет полного отказа от вооружения и части оборудования.
Лонгботтом просчитал возможный вариант переделки "Спитфайра" в разведчик. По расчетам Лонгботта «Спитфайр» можно было облегчить на 200 кг, одновременно увеличив взлетную массу, так как от разведчика на начальном этапе полета не требовалась высокая скороподъемность. В результате разведчик смог бы брать топлива в три раза больше, чем истребитель. Почему энтузиаст стратегической воздушной разведки предпочел "Спитфайр" - понятно. В королевских ВВС не имелось лучшего истребителя.
Поначалу проект Лонгботтома положили под сукно - больно еретическими казались его идеи, но самое главное - «Спитфайры»-истребители учитывались буквально поштучно и предназначались прежде всего для обороны острова Великобритания. Только столкнувшись после начала войны с реальной мощью ПВО Германии, не дававшей британским летчикам возможности проникнуть вглубь страны, переделке "Спитфайра" в разведчик дали ход.
В октябре 1939 г. министерство авиации распорядилось модернизировать в разведчики два новеньких "Спитфайра" I - N3069 и N3071. Модернизацию проводила фирма Хестоун Эйркрафт на аэродроме Хестоун. Отсюда и название первого разведывательного подразделения «Спитфайров» - «Хестоунское звено», "The Heston Flight". Командиром звена был назначен Сидни Коттон, имевший большой опыт довоенного воздушного шпионажа (он, например, фотографировал Баку). Одним из первых подчиненных Коттона стал Лонгботтом.
Изначально на самолеты планировалось поставить по одной фотокамере в хвостовой части самолета, но сочли, что такая переделка нарушит центровку и ухудшит управляемость. Поэтому два плановых аппарата поставили в крыльях вместо двух пулеметов и их боезапаса. Прочее вооружение сняли, но запас горючего не увеличили - разведчики требовались немедленно и времени на установку баков не хватало.
Пулеметные порты зашили металлом, все швы обшивки зашпаклевали и отшлифовали, так что поверхность самолета стала совершенно гладкой. Это подняло скорость на 15-25 км/ч по сравнению с серийными истребителями. На пилотскую кабину одели новую сдвижную секцию фонаря с каплевидными блистерами по бокам для улучшения обзора.
Машины со всех сторон покрасили специальной краской "камотинт" ("Camotint") очень специфического светло-серо-зеленовато-голубого оттенка. Схему окраски выбирал лично Коттон.
Осенью 1939 г. Хестонское звено переименовали на короткий срок в «Special Survey Flight» - специальное наблюдательное звено. В начале ноября название было изменено: «No. 2 Camouflage Unit», "2-я камуфляжная часть" (чтобы не приставали с вопросами о необычной окраске самолетов).
В ноябре один из двух «Спитфайров»-разведчиков перебросили под Лилль во Францию. 18 ноября флайт-лейтенант Лонгботтом впервые вылетел на "Спитфайре" на боевое задание. Ему поручили сфотографировать укрепления в районе приграничного немецкого города Аахен и сам Аахен. Первый блин вышел комом: лейтенант привез снимки фортов, но это были бельгийские укрепления по другую сторону границы. Лонгботтом был неприятно удивлен возросшей сложностью навигации в полете на высоте 10000 м. Немецкие фортификационные сооружения удалось сфотографировать лишь четыре дня спустя.