Предыдущая Оглавление Следующая

Замечательная история имела место в сентябре 1968 года, когда Су-7БМК, пилотируемый капитаном Хуссейном Иззатом, при вылете на фоторазведку восточной зоны канала был встречен дежурным звеном «Миражей». Все выпущенные по нему ракеты прошли мимо - Иззат успешно избегал попаданий, маневрируя на малой высоте, где их головки самонаведения теряли цель на фоне земли. Последующие атаки «Миражей» пушечным огнём тоже не имели успеха, арабский лётчик успешно уклонялся на своей тяжёлой машине и, улучив момент, на форсаже сумел оторваться от преследователей. После этого Иззат был отмечен высшей наградой республики.

Время ударной авиации египтян пришло весной следующего года: располагая уже немалыми силами, Насер 21 марта 1969 года объявил о начале войны «на истощение» Израиля («хатташ»), которая должна была измотать противника непрерывной чередой авиационных и артиллерийских ударов, лишить его ресурсов и завершиться блистательным наступлением и освобождением захваченных земель (а в перспективе - и «окончательным решением» еврейского вопроса). Больше года стороны занимались обменом ударами, соревнуясь в привлечении все больших сил и новых тактических приемов, с нанесением противнику возможно большего ущерба и производимого эффекта.

2 апреля 1969 года в воздушном бою над Синаем были сбиты два Су-7БМК. При израильском превосходстве в воздухе и контроле воздушного пространства задачи истребительно-бомбардировочной авиации вообще нелегко было осуществить, а при встрече с истребителями противника, оснащенными радиолокационными прицелами, управляемыми ракетами и действующими в своём «информационном поле», те и вовсе оказывались в заведомо более выгодном положении. Арабские летчики, чьи машины не имели ни того, ни другого, могли рассчитывать только на предупреждение от станции "Сирена-2", сигнализирующей о близкой работе РЛС вражеских истребителей (и то, только со стороны хвоста), визуальное обнаружение перехватчиков и, если позволяла возможность, предпочитали уходить на скорости на свою сторону.

Очередным ходом израильтян, призванным обеспечить перевес, стала серия ударов по египетской ПВО на западной стороне канала. Вывод из строя арабского пояса ПВО открывал им свободу действий, позволяя почти безнаказанно орудовать над густонаселенной Нильской дельтой, где сосредоточена была большая часть египетских промышленных и военных объектов.

Отвечая на массированный налёт 19 июля 1969 года - первый по окончании «шестидневной войны» - египтяне подняли в воздух всё, что было под рукой и сумели сбить несколько самолётов противника. В ответных атаках по целям за каналом, по израильским данным, были потеряны два Су-7БМК, сбитых «Миражами».

Приняв решение «наказать противника» за бомбёжки, арабское командование приступило к осуществлению плана ударов по израильским объектам. С учётом оперативной обстановки цели благоразумно назначались в зоне вдоль канала, где ударная авиация обладала большей свободой действий, могла рассчитывать на истребительное прикрытие и, при случае, имела возможность выйти из боя уходом на свою сторону (по опыту уже было известно, что вылеты на объекты в глубине Синая будут подобны попытке залезть в муравейник).

Основными целями назначались сосредоточения живой силы и техники, позиции зенитной артиллерии, РЛС и зенитные батареи «Хок», прикрывающие места расположения израильских войск. Аэродромы противника, лежащие в глубине полуострова и прикрытые ПВО, в число целей не включались — слишком очевиден был риск и мала ожидаемая эффективность; на этих базах, служивших передовыми аэродромами, в обычное время находились только небольшие дежурные подразделения, основная же масса авиации противника размещалась на авиабазах в Израиле.

Уроки прошедшей войны пошли впрок, и обе стороны позаботились о защите своих аэродромов не только силами ПВО, но и оборудовали на стоянках железобетонные укрытия для техники.

Уделяя живучести аэродромов должное внимание, израильтяне уже летом 1967 года располагали многосекционными убежищами общей вместимостью 225 самолетов; на синайских авиабазах были сооружены железобетонные укрытия арочного типа, обеспечивавшие размещение до трёх эскадрилий.

Арабы предпочитали строить заглубленные убежища, отрываемые ниже уровня земли и облицованные бетонными плитами, но часть стоянок получила и более внушительные «душмы» - укрытия, перекрытые сверху бетонными сводами и засыпанные многометровым слоем земли.

Su-7B240.jpg Su-7B241.jpg Su-7B242.jpg Su-7B243.jpg

Su-7B244.jpg

Египетский Су-7БМК под огнем израильского истребителя (кадры фотопулемета). Поражение самолета приводит к взрыву топливных баков и пожару двигателя

Предыдущая Оглавление Следующая