Самолет Су-12 2АШ-82ФН (1948 г.)
Летчик-испытатель Н.Д. Фиксон в кабине Су-12
В выводах отчета о заводских испытаниях было отмечено, что:
«... 1. Су-12 по оборудованию, по взлетным свойствам, по скороподъемности, по характеристикам полета с одним двигателем и по маневренности соответствует ТТТ для данного самолета.
Невыполнение требований по скорости на границе высотности и по потолку связаны с заменой моторов АШ-82М (М-93) на АШ-82ФН.
Предусмотренное ТТТ пушечное и бомбардировочное вооружение и фотоаппараты на самолете не установлены, из-за задержек в выпуске промышленностью соответствующих агрегатов. По этой причине вместо РСБ-Д(5) и ГС-3000 установлены РСБ-3бис и ГС-1500, а в управлении моторами отсутствуют автоматы «ВИНТ-ГАЗ».
2. На всех скоростях полета от Vпр. min - 140 км/ч до Vпр. max — 540 км/ч (скоростной напор в этом случае превышал Qmax г.п. на 17%) никаких ненормальностей в поведении самолета нет. Вибрации типа «Бафтинг» и «Флаттер» на самолете не обнаружены.
3. Кабина просторна, обзор из кабины для всех членов экипажа хороший; приборы и рычаги управления расположены в кабине удобно.
4. Работа ВМГ, уборка и выпуск шасси и закрылков, работа тормозов - надежна.
5. Подходы для осмотра агрегатов самолета хорошие. Демонтаж и монтаж агрегатов удобен.
6. Самолет обладает хорошими пилотажными свойствами, делающими пилотирование им доступным рядовому летчику.
7. Диапазон скоростей позволяет выполнять на Су-12 боевые задания, присущие данному типу самолета.
8. Хорошие взлетно-посадочные свойства и скороподъемность, а также крутая глиссада планирования делают возможной эксплуатацию самолета с любого полевого аэродрома».
20 декабря 1947 года самолет был предъявлен в ГК НИИ ВВС на государственные испытания с макетным пушечным вооружением. Причиной его отсутствия явился срыв утвержденных сроков на изготовление опытных механизированных пушечных установок со стороны ОКБ-43 МАП.
С целью ускорения решения вопроса о возможности серийного производства Су-12 25 декабря он был принят для прохождения госиспытаний без пушечного вооружения.
Испытания пушечного вооружения предполагалось провести дополнительно, после установки его на самолет.
25 мая 1948 года бригада испытателей в составе: ведущего летчика-испытателя капитана Тинякова, ведущего штурмана майора Горбунова и ведущего инженера инженер-майора Зюскевича завершила программу госиспытаний самолета Су-12. За время испытаний было выполнено 112 полетов с общим налетом 72 ч. 17 мин.