Предыдущая Оглавление Следующая

В письме отмечалось, что: «...До сего времени этот самолет в серийное производство не запущен.

Контрольными цифрами плана производства на 1951 год производство самолетов-корректировщиков т. Сухого МАП также не предусматривается, МАП в своем заключении по этому вопросу предлагает передать изготовление самолетов Су-12 в Чехословакию и берет на себя только оказание необходимой помощи в части организации серийного производства этих самолетов.

Учитывая крайнюю необходимость в оснащении СА современными самолетами-корректировщиками, считали бы целесообразным разместить заказ на самолет Су-12 в Чехословакии с выпуском в 1951 году 50 самолетов, в 1952 - 200 и в 1953 - 300 самолетов Су-12..».

В середине декабря 1950 года материалы по вопросу серийного производства самолета Су-12 были направлены на согласование министру авиационной промышленности, а в конце декабря - Военному министру. Есть все основания предполагать, что в правительство эти материалы не передавались. Интересно отметить, что акт по результатам госиспытаний опытного самолета Су-12 Главком ВВС утвердил лишь 1 апреля 1952 года.

Что касается опытного экземпляра самолета Су-12, то, по распоряжению МАП, в июле 1950 года он был передан с баланса завода №134 на баланс завода №156, законсервирован, а далее его след теряется.

Но история самолета Су-12 была бы незавершенной без упоминания о его модификации.

Как известно, еще в процессе заводских испытаний Главком ВВС предложил П.О. Сухому проработать возможность использования самолета Су-12 в варианте учебно-тренировочного самолета (УТС).

В начале сентября 1947 года Павел Осипович доложил:

«Согласно Вашему предложению, мною рассмотрено использование самолета Су-12 (артиллерийского корректировщика) в варианте учебно-тренировочного самолета с моторами АШ-21 или М-62

Конструкция самолета при этом использовании остается без изменений. Снимается все бронирование, кормовая стрелковая точка и неподвижная пушка. Взамен неподвижной пушки устанавливается ФКП. Верхняя турель с двумя пушками заменяется на турель под одну пушку Б-20.

Основные данные

Наименование самолета

Артиллерийский корректировщик Су-12

Модификация артиллерийского корректировщика в учебном варианте

УТБ-2  (по данным акта ГИ)

1-й вариант

2-й вариант

Моторы

2М-93

2АШ-21

2М-62

2АШ-21

Полетный вес, кг

8730

6350

6600

6713

Вес полезной нагрузки, кг

1869

1353

1353

1199

Вес снаряжения, кг

405

301

301

159

Вес экипажа, кг

360

270

270

270

Вес ГСМ, кг

950

560

560

560

Вес боеприпасов, кг

154

222

222

210

Максимальная скорость у земли, км/ч

456

315

360

352

Максимальная  скорость на границе высотности, км/ч

555/6500

350/2000

400/4200

388/1900

Посадочная скорость, км/ч

125

109

111

123

Практический потолок, м

11000

6500

7500

5700

Время подъема на высоту 3000 м, мин

3,0

8,9

5,6

8,0

Дальность полета на расчетной высоте, км

1025/6500

950/2000

725/4200

950/2000

Время полета, ч

3,3

3,8

3,0

3,85

Длина разбега на форсированном режиме, м

250

350

250

-

Длина разбега на номинальном режиме, м

330

400

280

460

В весовой сводке предусмотрено оборудование по ТТТ УТБ-2. Сравнительные данные модификации приводятся в нижеследующей таблице.

При выборе варианта УТС двум старшим инспекторам УБП БА ВВС поручили осмотреть Су-12 и определить возможность использования его в учебном варианте в строевых частях БА ВВС. Осмотрев Су-12, представители УБП БА доложили руководству о всех недостатках и конструктивных изменениях, которые будут присущи при переоборудовании его в УТС, отметив при этом, что «...Самолет еще не освоен в производстве, тогда как самолет УТБ производством освоен, выпускается и является в настоящее время лучшим учебно-тренировочным самолетом для частей БА, чем предлагаемый вариант.

ВЫВОД: По вышеизложенным обстоятельствам, как с точки зрения учебной, так и экономической, заказ на самолет Су-12 в варианте УТБ — нецелесообразен».

Такие выводы вызвали возмущение у Главкома ВВС. В резолюции он указал: «...нельзя ли это дело поручить более солидным людям, а не выдумщикам и добиться одного ответа — подходит этот самолет в качестве учебно-тренировочного или нет. Что касается вопросов «экономических» и «трудностей освоения в серийном производстве», то пусть этим не занимаются, т.к. прогноз в данном случае не солиден».

Задание осмотреть Су-12 было поручено представителям УВУЗ ВВС и ГК НИИ ВВС, которые дали положительное заключение.

На основании этого заключения Главком ВВС поручил ИАС ВВС составить ТТТ, а главному конструктору П.О. Сухому разработать эскизный проект и предъявить макет.

19 декабря 1947 года К.А. Вершинин утвердил ТТТ к учебно-тренировочному самолету на базе Су-12 с двумя двигателями АШ-62. УТС предназначался для обучения и тренировки летного состава строевых частей КРА, а также для вывозки и тренировки курсантов штурманских училищ для КРА.

Летно-технические характеристики УТС:

Максимальная скорость, км/ч:

-  у земли                                            - 360

-  на границе высотности (Н=4200м)             - 400

Время подъема на Н=3000м, мин         - 5,6

Практический потолок, м           - 7500

Продолжительность полета, ч - 3,0

Посадочная скорость, км/ч - 110

Длина разбега, м:

-  на режиме «форсаж»           - 250

-  на режиме «номинал»         - 280

Экипаж, чел.     - 4

Стрелковое вооружение:

-  турельная установка - пушка Б-20 с боекомплектом 100 патронов

-  кормовая установка - пушка Б-20 с боекомплектом 50 патронов

-  передняя установка - фотокинопулемет С-13

Бомбардировочное вооружение:

-  по два бомбодержателя в хвостовых балках

-  нормальная бомбовая нагрузка, кг        - 200

Предыдущая Оглавление Следующая