В письме отмечалось, что: «...До сего времени этот самолет в серийное производство не запущен.
Контрольными цифрами плана производства на 1951 год производство самолетов-корректировщиков т. Сухого МАП также не предусматривается, МАП в своем заключении по этому вопросу предлагает передать изготовление самолетов Су-12 в Чехословакию и берет на себя только оказание необходимой помощи в части организации серийного производства этих самолетов.
Учитывая крайнюю необходимость в оснащении СА современными самолетами-корректировщиками, считали бы целесообразным разместить заказ на самолет Су-12 в Чехословакии с выпуском в 1951 году 50 самолетов, в 1952 - 200 и в 1953 - 300 самолетов Су-12..».
В середине декабря 1950 года материалы по вопросу серийного производства самолета Су-12 были направлены на согласование министру авиационной промышленности, а в конце декабря - Военному министру. Есть все основания предполагать, что в правительство эти материалы не передавались. Интересно отметить, что акт по результатам госиспытаний опытного самолета Су-12 Главком ВВС утвердил лишь 1 апреля 1952 года.
Что касается опытного экземпляра самолета Су-12, то, по распоряжению МАП, в июле 1950 года он был передан с баланса завода №134 на баланс завода №156, законсервирован, а далее его след теряется.
Но история самолета Су-12 была бы незавершенной без упоминания о его модификации.
Как известно, еще в процессе заводских испытаний Главком ВВС предложил П.О. Сухому проработать возможность использования самолета Су-12 в варианте учебно-тренировочного самолета (УТС).
В начале сентября 1947 года Павел Осипович доложил:
«Согласно Вашему предложению, мною рассмотрено использование самолета Су-12 (артиллерийского корректировщика) в варианте учебно-тренировочного самолета с моторами АШ-21 или М-62
Конструкция самолета при этом использовании остается без изменений. Снимается все бронирование, кормовая стрелковая точка и неподвижная пушка. Взамен неподвижной пушки устанавливается ФКП. Верхняя турель с двумя пушками заменяется на турель под одну пушку Б-20.
Основные данные |
Наименование самолета |
|||
Артиллерийский корректировщик Су-12 |
Модификация артиллерийского корректировщика в учебном варианте |
УТБ-2 (по данным акта ГИ) |
||
1-й вариант |
2-й вариант |
|||
Моторы |
2М-93 |
2АШ-21 |
2М-62 |
2АШ-21 |
Полетный вес, кг |
8730 |
6350 |
6600 |
6713 |
Вес полезной нагрузки, кг |
1869 |
1353 |
1353 |
1199 |
Вес снаряжения, кг |
405 |
301 |
301 |
159 |
Вес экипажа, кг |
360 |
270 |
270 |
270 |
Вес ГСМ, кг |
950 |
560 |
560 |
560 |
Вес боеприпасов, кг |
154 |
222 |
222 |
210 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
456 |
315 |
360 |
352 |
Максимальная скорость на границе высотности, км/ч |
555/6500 |
350/2000 |
400/4200 |
388/1900 |
Посадочная скорость, км/ч |
125 |
109 |
111 |
123 |
Практический потолок, м |
11000 |
6500 |
7500 |
5700 |
Время подъема на высоту 3000 м, мин |
3,0 |
8,9 |
5,6 |
8,0 |
Дальность полета на расчетной высоте, км |
1025/6500 |
950/2000 |
725/4200 |
950/2000 |
Время полета, ч |
3,3 |
3,8 |
3,0 |
3,85 |
Длина разбега на форсированном режиме, м |
250 |
350 |
250 |
- |
Длина разбега на номинальном режиме, м |
330 |
400 |
280 |
460 |
В весовой сводке предусмотрено оборудование по ТТТ УТБ-2. Сравнительные данные модификации приводятся в нижеследующей таблице.
При выборе варианта УТС двум старшим инспекторам УБП БА ВВС поручили осмотреть Су-12 и определить возможность использования его в учебном варианте в строевых частях БА ВВС. Осмотрев Су-12, представители УБП БА доложили руководству о всех недостатках и конструктивных изменениях, которые будут присущи при переоборудовании его в УТС, отметив при этом, что «...Самолет еще не освоен в производстве, тогда как самолет УТБ производством освоен, выпускается и является в настоящее время лучшим учебно-тренировочным самолетом для частей БА, чем предлагаемый вариант.
ВЫВОД: По вышеизложенным обстоятельствам, как с точки зрения учебной, так и экономической, заказ на самолет Су-12 в варианте УТБ — нецелесообразен».
Такие выводы вызвали возмущение у Главкома ВВС. В резолюции он указал: «...нельзя ли это дело поручить более солидным людям, а не выдумщикам и добиться одного ответа — подходит этот самолет в качестве учебно-тренировочного или нет. Что касается вопросов «экономических» и «трудностей освоения в серийном производстве», то пусть этим не занимаются, т.к. прогноз в данном случае не солиден».
Задание осмотреть Су-12 было поручено представителям УВУЗ ВВС и ГК НИИ ВВС, которые дали положительное заключение.
На основании этого заключения Главком ВВС поручил ИАС ВВС составить ТТТ, а главному конструктору П.О. Сухому разработать эскизный проект и предъявить макет.
19 декабря 1947 года К.А. Вершинин утвердил ТТТ к учебно-тренировочному самолету на базе Су-12 с двумя двигателями АШ-62. УТС предназначался для обучения и тренировки летного состава строевых частей КРА, а также для вывозки и тренировки курсантов штурманских училищ для КРА.
Летно-технические характеристики УТС:
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли - 360
- на границе высотности (Н=4200м) - 400
Время подъема на Н=3000м, мин - 5,6
Практический потолок, м - 7500
Продолжительность полета, ч - 3,0
Посадочная скорость, км/ч - 110
Длина разбега, м:
- на режиме «форсаж» - 250
- на режиме «номинал» - 280
Экипаж, чел. - 4
Стрелковое вооружение:
- турельная установка - пушка Б-20 с боекомплектом 100 патронов
- кормовая установка - пушка Б-20 с боекомплектом 50 патронов
- передняя установка - фотокинопулемет С-13
Бомбардировочное вооружение:
- по два бомбодержателя в хвостовых балках
- нормальная бомбовая нагрузка, кг - 200