![]() |
![]() |
Салон самолета Ер-2ОН (вид спереди) | Кресло стюарда в убранном положении |
К работам по большой модификации самолета Ер-2 приступили весной 1945 года. Параллельно с рабочим проектированием строился макет самолета Ер-2БМ, предъявленный макетной комиссии 31 августа 1945 года. В протоколе макетной комиссии отмечалось, что для улучшения ЛТД «...произведены следующие основные изменения серийного самолета Ер-2:
1. Вместо моторов АЧ-31Б ( взлетная мощность — 1500 л.с., ном. мощность на Н=6000 м — 1250 л.с.) установлены моторы АЧ-31 ( взлетная мощность — 1900 л.с., ном. мощность на Н=6000 м - 1500 л.с.).
2. Масло и водорадиаторы изъяты из крыла и установлены в передней части капотов моторов в виде лобовых туннельных радиаторов.
3. Емкость основных топливных баков уменьшена на 940 л и равна 4000 л. Вместо одного подвесного внутрифюзеляжного топливного бака емкостью 1480 л установлены два подвесных бака емкостью по 1100 л (один для дальности 5000 км и два — 6000 км). Общая емкость всех баков 6200 л, вместо 6420 л на серийном самолете.
4. Установлено новое крыло с прямым центропланом без обратной «чайки». Увеличены размеры крыла: площадь с 79 м2 до 81 м2, размах с 23 до 28 м, удлинение с 6,7 до 9,5. Вместо профиля крыла С-240 установлен профиль ЦАГИ П-7 в центроплане и К-4 на консолях крыла.
5. Изменено расположение крыла относительно фюзеляжа. Вместо низкого расположения крыла сделано высокое, что дало возможность увеличить емкость бомбоотсека фюзеляжа
6. Переделан и увеличен бомбоотсек фюзеляжа таким образом, что стало возможным подвешивать внутрь фюзеляжа бомбы калибром от 100 до 4000 кг ( на серийном Ер-2 в бомбоотсек можно подвешивать бомбы калибром только до 500 кг включительно).
7. Взамен механического аварийного управления сбрасывания бомб, предусмотрено дублирующее электрическое.
8. Установлена электрифицированная турель СЭБ-2 под две пушки Б-20 взамен полумеханической турели ТУМ-5 под одну пушку ШВАК-20 на серийном самолете.
9. Взамен серийной люковой установки типа МВ-2Б под УБТ с прицелом ОП-2Л установлена электрифицированная установка НЭУ под Б-20 с коллиматорным визиром К8-Т и механизмом стабилизации вектора собственной скорости. ... Рассмотрев макет..., макетная комиссия постановляет:
1. Утвердить макет модифицированного самолета и его вооружения.
2. В связи с необходимостью устранения дефектов серийного Ер-2 по кабинам экипажа и новой компоновке ВМГ, не предъявленных на макете, необходимо оборудовать на макете ВМГ и кабину экипажа и дополнительно предъявить на утверждение в ГК НИИ ВВС КА. ...»
21 августа 1945 года приказом НКАП П.О. Сухому было выдано задание: «...спроектировать и построить на базе серийного самолета Ер-2 модифицированный самолет Ер-2 с дизель-моторами АЧ-31, со следующими данными:
максимальная скорость у земли — 415 км/ч;
максимальная скорость на расчетной высоте 6000 м — 495 км/ч;
дальность полета при нормальном полетном весе 15850 кг, с запасом горючего 1850 кг и бомбовой нагрузкой 2000 кг
— 2500 км;
дальность полета при полетном весе 18100 кг, с запасом горючего 3800 кг и с бомбовой нагрузкой 2000 кг — 5000 км;
дальность полета при полетном весе 18000 кг, с запасом горючего 4500 кг и бомбовой нагрузкой 1000 кг — 6000 км;
дальность полета при полетном весе 18000 кг, с запасом горючего 2000 кг и бомбовой нагрузкой 4000 кг — 2500 кг;
емкость грузового отсека под бомбы модели М-44 — 4000 кг;
емкость грузового отсека под штатные бомбы — 2000 кг;
предельный вес самолета при полете на одном моторе — 16000 кг;
разбег при нормальном полетном весе 15850 кг — 600 м;
экипаж — 5 человек;
Вооружение самолета:
носовая установка под пулемет калибра 12,7 мм, боезапас 195
патронов;
верхняя установка СЭБ под две пушки калибра 20 мм, боезапас 400 патронов;
нижняя люковая установка НЭУ под пушку калибра 20 мм, боезапас 200 патронов.
Самолет выпустить на заводские летные испытания 15 декабря с.г.
Передать чертежи по модификации самолета Ер-2 на завод №39 к 15 сентября с.г....»
До конца 1945 года по самолету Ер-2БМ были выполнены следующие работы:
- изготовлен и передан заводу №39 полный комплект чертежей;
- макетной комиссией рассмотрен и утвержден доработанный макет кабин штурмана, летчиков и стрелка-радиста;
- изготовлена оснастка для сборки основных узлов планера;
- изготовлен планер для статиспытаний;
- изготовлен и смонтирован стенд для монтажа ВМГ;
- собран каркас центроплана, каркас средней и хвостовой части фюзеляжа.
В целом готовность летного экземпляра Ер-2БМ составила 65%, но и в 1946 году постройка его так и не завершилась.
В утвержденный 7ГУ НКАП план работ завода №134 на 1945 год была включена модификация Ер-2 2АЧ-31 в пассажирском варианте «ПС» с передачей ее на государственные летные испытания 1 ноября 1945 года. Рабочие чертежи до конца года изготовлены на 90%. По плану завод №134 должен был построить планер для статических испытаний, а изготовление летного экземпляра возлагалось на Таганрогский авиационный завод №86.
Основные данные самолета Ер-2ПС
Полетная масса, кг | 18100 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
- у земли | 400 |
- на высоте 6000 м | 480 |
Крейсерская скорость на высоте 6000 м, км/ч |
360 |
Практический потолок, м | 8500 |
Дальность полета, км/ч: | |
- с 12 пассажирами | 5000 |
- с 27 пассажирами | 3500 |
Экипаж, чел |
5 |