Самолет ДГС 2ВК-2 (рисунок из эскизного проекта)
Имеется постановление Совета Министров СССР от 29 июля 1946 года ... о строительстве для ВДВ самолета-грузовоза с десантной нагрузкой 10 т., но пока работа находится в стадии предварительных проектов конструкторского бюро №4 спецотдела МВД (самолет Т-117 Р.Л. Бартини - примеч. авт.) и конструкторского бюро т. Сухого (завод №134 МАП)....»
В марте 1947 года в ОКБ-134 подготовили дополнение к эскизному проекту десантно-грузового самолета с 2АШ-73, в котором отмечалось, что: «Одним из дополнительных требований, которым не удовлетворял ранее высланный эскизный проект ДГС, является возможность посадки самолета на пахоту с прохождением канавы метровой ширины. Эту задачу предположено решить добавлением к основному убирающемуся шасси шести съемных дополнительных колес 900x350, располагаемых попарно на нижней поверхности фюзеляжа.
Такая схема шасси позволяет колесам последовательно проходить одному за другим над канавой шириной до метра и не терять проходимости при посадке на мягкий грунт. ...
Колеса дополнительного шасси установлены так, что при нормальном стояночном обжатии колес основных шасси дополнительные колеса не обжаты; таким образом они не мешают маневрированию самолета при рулежке на земле на основном шасси.
При полном обжатии колес и амортизаторов основных шасси на посадке, колеса дополнительного шасси обжимаются до полного допустимого обжатия, поэтому амортизацию на дополнительных шасси можно не применять. ...
В соответствии с вышеупомянутыми дополнительными требованиями грузовой отсек увеличен в размерах с 10x2,2x2,8 до 11,35x2,3x2,8 с таким расчетом, чтобы в нем можно было разместить пушку калибра 57 мм с тягачом.
Данные пересмотренного, в соответствии с полученными ТТТ ВВС и ВДВ, проекта следующие:
Основные данные без дополнительного шасси (с дополнительным шасси):
Полетный вес, кг | 29000 (30000) |
Несущая поверхность крыла | 165 м2 |
Груз, кг: | |
нормальный вариант | 8000 (8000) |
перегрузочный | 10000 (10000) |
Максимальная скорость, на Н=5000 м, км/ч | 400 (380) |
Скорость на V0,6 ном., км/ч | 295(275) |
Разбег, м | 1100 (...) |
Потолок, м | 6900 (6500) |
Дальность на V=0,6 ном., Н= 1500 м, км | 2100 (2000) |
Полет на одном моторе, м | у земли (не возможен) |
Максимальную скорость соответствующую ТТТ ВВС V=440 км/ч можно получить при форсировании моторов АШ-73 до мощности 2200 л.с., что, по-видимому, явится вполне реальным на 1948 год».
К слову, разработанное в ОКБ П.О.Сухого шасси повышенной проходимости не являлось копированием шасси самолета Ме-323. Немецкий транспортный самолет имел не убираемое в полете шасси тандемной схемы, при которой вдоль каждого борта фюзеляжа располагались пять колес, закрытых обтекателями. Передняя пара колес меньшего диаметра имела свою систему подвески, а три основных колеса - свою.
Полуторагодичный опыт проектирования грузовых и десантно-грузовых самолетов в ОКБ П.О.Сухого показал, что при использовании существующих поршневых двигателей не обеспечивается выполнение весьма жестких тактико-технических требований, предъявляемых к двухмоторному ДГС. Поэтому было принято решение применить в качестве силовой установки два турбовинтовых двигателя ВК-2.
В конце августа 1947 года в ОКБ завершили эскизное проектирование десантно-грузового самолета с 2ВК-2. Проект был отправлен на рассмотрение в вышестоящие инстанции.
14 ноября 1947 года Главнокомандующий ВВС ВС СССР маршал авиации К.А. Вершинин утвердил «Заключение по эскизному проекту десантно-грузового самолета с двумя турбовинтовыми двигателями ВК-2» конструкции П.О. Сухого.
В выводах Заключения отмечалось, что:
«1. Десантно-грузовой самолет с двумя турбовинтовыми двигателями ВК-2, предъявленный в эскизном проекте, требованиям, предъявляемым к самолетам аналогичного назначения, удовлетворяет.
2. Считать необходимым, внести в проект следующие изменения и дополнения:
а) увеличить емкость горючего до 10000 л (вместо 7500 л, предусмотренных проектом), с тем, чтобы иметь резерв емкости, которую возможно было бы использовать:
- при перегрузочном полетном весе самолета;
- при необходимости получить большую дальность полета за счет увеличения запаса горючего и соответствующего уменьшения веса груза, транспортируемого на самолете;
б) прочность пола грузовой кабины рассчитать из условия возможности погрузки в самолет грузов общим весом до 10000 кг (самоходная установка весом 7500 кг, боевой расчет и боекомплект для установки);
в) установки с пушками калибра 20 мм заменить установками с пушками калибра 23 мм, не уменьшая боезапаса на каждую пушку, предусмотренного проектом;
г) для каждого летчика установить самостоятельное штурвальное управление самолетом, вместо одной штурвальной колонки с перекидным штурвалом;
д) установить групповое кислородное питание, используемое для десантников и раненых;
е) для планового фотографирования установить фотоустановку под фотоаппарат АФА-ИМ.
В сентябре 1947 года в проекте плана-заявки ВВС по ОНИР на 1948-49 годы был включен десантно-транспортный самолет с 2ВК-2 конструкции П. О. Сухого со следующими летно-тактическими данными:
Экипаж, чел. | 5 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
- у земли | 540 |
- на Н=8000 м | 580 |
Дальность полета на наивыгоднейшей скорости и высоте с боевой нагрузкой 5 т, км | 4500-5000 |
Нагрузка: |
- 80 десантников с вооружением или 10 т груза; |
Вооружение: | |
- вверх | - механизированная установка с двумя пушками калибра 20-23 мм с боезапасом 500 патронов; |
- вниз-вперед | - ограниченно-подвижная механизированная установка с пушкой калибра 20-23 мм с боезапасом 200 патронов; |
- вниз-назад | - ограниченно-подвижная механизированная установка с двумя пушками калибра 20-23 мм с боезапасом 500 патронов. |
Прицелы дистанционного управления типа Ту-4, для установок непосредственного управления АСП-1П, бомбоприцел НКПБ-7.
Оборудование: автопилот, навигационный координатор, дистанционный гиромагнитный компас, авиасекстант, астрокомпас, бортовой визир, связная КВ-радиостанция, командная УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, ответчик, АФА-33 с фокусным расстоянием 20-50 см, кислородное оборудование».