Предыдущая Оглавление Следующая

VVSSerbi025.jpg

Истребитель F-16 ВВС США с отметкой но борту фюзеляжа о сбитом югославском МиГ-29

Программа модернизации учебно-тренировочного самолета в легкий штурмовик была инициирована еще в середине 1980-х гг., но начавшиеся вооруженные конфликты не позволили ее тогда реализовать. В отсутствии средств, необходимых для закупки новых самолетов, командование ВВС Югославии вынужденно вернулось к плану модернизации «Галеба». НИОКР и модернизацию УТС в ударные машины планировалось проводить на фирме SOKO в Мостаре, но после выхода Боснии из состава Югославии все работы были перенесены в Сербию на завод фирмы UTVA в Панцево. В прототип самолета G-4M был модернизирован самолет G-4 (23646) из 252-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. У самолета G-4M по сравнению с G-4 значительно увеличены боевые возможности: четыре подкрыльевых пилона, предназначенных для подвески боевой нагрузки, усилены (на один внутренний пилон можно подвешивать груз массой до 500 кг вместо 350 кг, на внешний — 350 кг вместо 250 кг); на законцовках крыла смонтированы пилоны для подвески ракет воздух-воздух Р-60. В ассортимент боевой нагрузки включены 100-кг британские кассетные бомбы BL-755 и американские УР AGM-65B «Мэйверик». Подфюзеляжный узел подвески на «Галебе», предназначенный только для установки пушки ГШ-23, на «Супер Галебе» доработан под установку сбрасываемой боевой нагрузки или дополнительного топливного бака. Максимальная масса боевой нагрузки самолета G-4M составляет 1 950 кг, на 34% больше, чем у самолета G-4.

Воздушные победы авиации НАТО в воздушном пространстве бывшей Югославии

Дата

Время

Тип

Подразделение

Место воздушного боя

28.02.94

05.45

G-2 «Галеб»

ВВС Югославии

центральная Босния

28.02.94

05.45

G-2 «Галеб»

ВВС Югославии

центральная Босния

28.02.94

05.45

G-2 «Галеб»

ВВС Югославии

центральная Босния

Все три самолета сбил на F-16С майор Боб Райт из 526-й эскадрильи ВВС США. Первый «Галеб» уничтожен УР AIM-120 AMRAAM, два других УР AIM-9 «Сайдуиндер».

28.02.94

05.45

G-2 «Галеб»

ВВС Югославии

центральная Босния

Сбит летчиком F-16C с радиопозывным «Knight 25» УР AIM-9 «Сайдуиндер».

24.03.99

20.52

МиГ-29

127-я эскадрилья

район Белграда

Сбит летчиком F-16А 332-й эскадрильи королевских ВВС Нидерландов УР AIM-120 AMRAAM.

24.03.99

?

МиГ-29

127-я эскадрилья

Косово

Сбит полковником Цезарем «Рико» Родригесом на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM.

24.03.99

?

МиГ-29

127-я эскадрилья

район Белграда

Сбит летчиком F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM.

26.03.99

2

МиГ-29

127-я эскадрилья

район Тузлы, Босния

Сбит летчиком с радиопозывным «Claw» на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM.

26.03.99

2

МиГ-29

127-я эскадрилья

район Тузлы, Босния

Сбит летчиком с радиопозывным «Boomer» на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM.

20.05.99

12.46

МиГ-29

127-я эскадрилья

район Белграда

Сбит летчиком с радиопозывным «Dog» на F-16CJ из 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM.

Из-за увеличения массы самолета летные характеристики модернизированной машины несколько снизились. Прототип поступил в Летно-испытательный центр в Батайнице летом 1998 г., 22 марта 1999 г летчик-испытатель полковник Драгое Грожданович выполнил на нем первый полет, а через два дня началась операция «Союзническая сила». С прототипа сняли пилоны для ракет Р-60, которые были использованы для изготовления импровизированных же зенитно-ракетных комплексов. После окончания войны прототип вернули на завод фирмы UTVA для выполнения ремонтных работ. Вторично «Супер Галеб» появился в испытательном центре летом 2001 г., летные испытания начались в марте 2002 г.

Критическое положение сложилось с транспортной авиацией — из девяти Ан-26 в пригодном к полетам состоянии оставалась всего одна машина, построенная в 1984 г., борт 71386. К настоящему времени положение по части транспортных самолетов не улучшилось. Для VIP-перевозок использовался один Як-40, построенный в 1972 г.; всего в ВВС имелось четыре Як-40, но три самолета в мае 2004 г. были проданы частной компании из Черногории. Из двух D-28D2 поддерживался в пригодном к полетам состоянии один (за счет второго), он использовался в интересах военно-топографической службы, выполняя аэрофотосъемку и картографирование местности.

При довольно внушительной численности транспортных вертолетов (два Ми-17 и 29 Ми-8), реально пригодными к полетам оставалось не более десятка геликоптеров. В 2005 г. речь шла о замене вертолетов Ми-8 новыми машинами, аналогичной грузоподъемности и пассажировместимости, однако планы остались планами — нет средств.

Лучше всего обстояли дела с вертолетами «Газель». Процент пригодных к полетам «Газелей» был самым высоким среди летательных аппаратов всех типов (всего в начале века в ВВС Югославии насчитывалось порядка 70 «Газелей» модификаций SA.341 Н (HN-42M) и SA.341L(HN-45M)).

В октябре 2001 г. впервые публично были продемонстрированы два боевых вертолета Ми-24В, но «крокодилы» относились не к ВВС, а к спецназу.

Предыдущая Оглавление Следующая