Оглавление

968iisap029.jpg
968iisap030.jpg

После войны вопрос о гвардейском наименовании не поднимался, хотя недоумение по поводу «негвардейского» самого результативного истребительного авиаполка советских ВВС историки высказывали неоднократно. Представления на «гвардию» в архивах искали, но безуспешно. Удача весной 2009 г. улыбнулась нынешнему заместителю командира 968-го иисап подполковнику Андрею Гордееву.

Архивная справка:

Ваше обращение в Центральный архив МО РФ рассмотрено.

Сообщаем, что в деле с материалами по истории частей 265-й истребительной авиационной дивизии за 1944 г. имеется отношение командира 265-й иад командиру 3-го истребительного авиационного корпуса — с представлением 402 истребительного авиационного полка к присвоению Гвардейского наименования за исходящим номером 0558 от 10 мая 1944 г.

Других сведений о представлении 402-го иап к наименованию «Гвардейский» (причинах отказа) в документах 265 иал и 3 иак не обнаружено.

Исходящий документ за номером 0558 подполковник Гордеев нашел лично вопреки мнению работников архива, говоривших, что искали многие, не нашел никто. Документ стоит того, чтобы опубликовать его ксерокопию, а не цитировать в статье.

Возникает законный вопрос — зачем потребовалось искать представление на гвардейское наименование? Ветераны и личный состав 968-го иисап не потеряли надежды на исправление исторической несправедливости (именно — несправедливости, так как истребительные полки становились гвардейскими прежде всего по количеству уничтоженных самолетов противника), но наименование «Гвардейский» присваивалось только в годы Великой Отечественной войны.

Требовалось найти хоть какой-то документ на представление полка к гвардейскому наименованию.

Есть такой документ! Есть и надежда. Что же касается «причин отказа», то согласно легенде командир корпуса генерал Савицкий сказал, что гвардейским должен стать не полк, а корпус, чего, как известно, не произошло. По поручению оставшихся в живых ветеранов 402-го иап генерал-майор авиации в отставке Подбуртный, Герой Советского Союза полковник в отставке Калашников и Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-лейтенант в отставке Микоян подготовили обращение к высшему руководству РФ рассмотреть вопрос о присвоении 968-му иисап, как преемнику 402-го иап, гвардейского наименования. Ответа на обращение ветеранов пока нет, а ведь в преддверии 65-летия Победы самое время восстановить историческую справедливость.

Летом 1945 г. началась подготовка к воздушному параду на День авиации18 августа на Тушинском аэродроме. От 402-го полка на нем должен был участвовать капитан Николай Павлушкин. По замыслу, парад должна была открыть девятка истребителей Як-3, пилотируемая Героями Советского Союза, участниками боев за Берлин. Но по погодным условиям он несколько раз переносился, а в конце сентября был отменен. Зато в 1947 г. на параде по случаю Дня Воздушного Флота впервые девятку реактивных истребителей Як-15 возглавил П.М. Стефановский - первый командир 402-го иап. На 31 декабря 1945 г. в полку имелось четыре эскадрильи — 42 летчика, 40 истребителей Як-3, два Як-9 и три По-2. В мае 1948 г. полк получил 36 истребителей Як-9, а в августе еще 17 машин данного типа.

После окончания войны полк остался на территории Германии. Базировался последовательно на аэродромах Дальгов, Бранденбург, Стендаль, Ораниенбург и Ной-Руппин.

Согласно директиве НГШ ВС СССР от 10 января 1949 г. 402-му иап присвоен общевойсковой номер «968», полк стал именоваться «968-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени».

В 1949 г. в полку произошло три летных происшествия — поломки самолетов Як-9П. 9 июня на земле столкнулось два Як-9, причина — недисциплинированность летчика 1-й эскадрильи лейтенанта Носова. 27 сентября вынужденную посадку на Як-9 выполнил лейтенант Анашкин, причиной вынужденной посадки и поломки самолета стала не законтренная механиком пробка слива масла.

Оглавление

Hosted by uCoz