Оглавление

F-35Ques007.jpg

Новые истребители-бомбардировщики Су-34, поступившие на вооружение ВВС России

Задуманный еще в 1980-х годах как истребительно-бомбардировочная модификация фронтового истребителя Су-27 (аналогично F-15E, являющемуся модификацией F-15D), самолет Су-34 несет на себе отпечаток авиационных идеологий XX века. Он более консервативен, чем F-35, но в то же время более прост и, благодаря технической общности с Су-27, более «привычен» в эксплуатации.

И F-35, и Су-34 — многофункциональные боевые самолеты, способные решать в ходе одного боевого вылета как ударные, так и «истребительные» задачи. Однако если экипаж Су-34 (как и F-15E) состоит из двух человек (летчика и штурмана-оператора), то на всех трех вариантах более современного «Лайтнинга» II он ограничен одним человеком, способным, как предполагают американцы, благодаря наличию более современного «борта», обеспечивать одинаково эффективное использование машины как по «земле», так и по «воздуху».

Если на F-35 боевая выживаемость достигается, главным образом, посредством пониженной заметности в сантиметровом и дециметровом диапазонах радиоволн (используемыми БРЛС истребителей и РЛС ЗРК), то на Су-34 реализован традиционный, проверенный временем комплекс боевой живучести (мощное титановое бронирование, дублирование основных бортовых систем, заполнение топливных баков губчатыми структурами, компоновочные решения по экранированию одних элементов конструкции другими и т.п.), по уровню защищенности приближающий этот самолет к бронированным штурмовикам Су-25 и А-10. Следует сказать, что подобные средства применяются и на F-35, но степень их использования значительно меньше.

Су-34 оптимизирован для действий на малых и предельно малых высотах (для чего оснащен эффективной системой автоматического огибания рельефа местности, а также системой демпфирования турбулентных воздействий). Удел F-35 - средние высоты, где, благодаря малой радиолокационной заметности, он имеет значительно меньшую вероятность поражения средствами ПВО противника, использующими РЛС, чем Су-34 с его внушительной ЭПР.

Су-34 заметно крупней и тяжелей F-35: масса пустого «Сухого» равна, согласно опубликованным данным, 22500 кг по сравнению с 13320 кг и 15800 кг у F-35A и F-35C, нормальная взлетная масса Су-34 - 39000 кг, максимальная взлетная - 45000 кг (у F-35A - 31800 кг). Зато большой запас топлива во внутренних баках (12100 кг против 8120 кг у F-35A) обеспечивает российскому бомбардировщику практическую дальность (без ПТБ) около 4000 км по сравнению с 2200 км у F-35A.

Серийные самолеты Су-34 будут оснащаться, согласно сообщениям СМИ, ТРДДФ АЛ-31ФМ1 (2x13500 кгс), производимыми на Московском машиностроительном производственном предприятии «Салют». При нормальном взлетном весе это обеспечивает Су-34 тяговооруженность 0,69, что несколько больше, чем у F-35C (0,63), но меньше, чем у F-35A (0,79).

Однако к настоящему времени уже завершены стендовые испытания модификации АЛ-31ФМ2 с тягой 14000 кгс и ведутся испытания АЛ-31ФМЗ (15000 кгс). Альтернативный вариант - оснащение Су-34 двигателем «117», созданным «Сатурном» и также развивающим тягу 15000 кгс. Конструкция водухозаборников бомбардировщика обеспечивает относительно простой и «безболезненный» переход на двигатели, имеющие повышенный расход воздуха. Применение усовершенствованных ТРДДФ позволит увеличить тяговооруженность Су-34 до 0,74 - 0,77.

БРЛК самолета JSF значительно легче, при этом возможности его, по-видимому, выше, чем у российского аналога (что вполне естественно, учитывая большую разницу в возрасте радиолокационных станций). Однако для Су-34 в обозримой перспективе, безусловно, будет создан модернизированный комплекс с АФАР, имеющий значительно более высокие параметры.

Все вооружение Су-34 массой до 8000 кг размещается, как и у Су-35, на 12 узлах внешней подвески. У F-35A и С из 6800 кг вооружения 2200 кг расположены на внутренней подвеске. При этом номенклатура средств поражения обоих самолетов примерно одинакова. Однако на «Сухом» максимальный калибр боеприпасов значительно выше - до 1500 кг, тогда как F-35C и F-35A способны нести авиабомбы массой не более 900 кг, а F-35B - не более 450 кг.

Как видим, ВВС Соединенных Штатов избрали структуру перспективного самолетного парка, состоящего из двух типов ЛА — истребителя завоевания превосходства в воздухе F-22A (который лишь по конъюнктурным соображениям в свое время был назван многофункциональным) и, по замыслу, действительно многофункционального (но по своим реальным возможностям, скорее, ударного) самолета F-35A. Эта схема отчасти продолжает на новом техническом уровне ранее сложившуюся структуру ВВС, образованную истребителями завоевания превосходства в воздухе F-15, действующими совместно с более легкими и дешевыми многоцелевыми истребителями F-16. Однако в новой схеме устраняются тяжелые многофункциональные истребители F-15E (имеющие значительное преимущество по критерию «дальность - боевая нагрузка» над F-16C) и бронированные штурмовики А-10, несмотря на нелюбовь к ним командования ВВС, продемонстрировавшие высокую эффективность в конфликтах ограниченной интенсивности. Теперь функции этих самолетов полностью ложатся на «крылья» F-35A.

Оглавление

Hosted by uCoz