Оглавление

FW-58029.jpg

Австрийский "Вайхе"

В октябре 1943 г. «беспокоящие эскадрильи» были реорганизованы и сведены в шесть ночных штурмовых групп (NSGr - Nachtschlachtgruppen). Штатный состав такой группы предусматривал наличие 27 самолетов, из них 12 Fw-58, остальные одномоторные учебные Go-145 и Аг-66с; встречались также монопланы Fi-156 и немногие уцелевшие к тому времени разведчики Не-46 и «Хеншель» Hs-126. Реально же количество Fw-58 в ночных штурмовых группах было гораздо меньше штатного и, как правило, не превышало нескольких единиц. В частности, «Вайхе» применялись в NSGr.1, сформированной в Идрице в составе 1-го воздушного флота, NSGr.2 из 6-го воздушного флота (её 4-й штаффель использовал Fw-58 наряду с Go-145 и Аг-66 до конца лета 1944 г.). Несколько «Вайхе» получила NSGr. 3 в 1-м воздушном флоте (первым её аэродромом была Гатчина). На южном участке советско-германского фронта в составе 4-го воздушного флота действовали сразу три ночные штурмовые группы - NSGr.4, 5 и 6. Их разношерстный парк включал наряду с Do-17, Fw-189, He-46, Go-145, Ar-66, Si-204, и несколько Fw-58. Последний «Вайхе» летал в NSGr.4 до ноября 1944 г. Наконец, сформированная в Италии NSGr. 9 также эксплуатировала несколько Fw-58, хотя основу её составили итальянские самолеты «Капрони» Са.314 и «Фиат» CR.42.

Самолеты, входившие в состав NSGr, получили окраску, оптимизированную для ночных операций. Нижние поверхности покрывались матовой черной краской (Schwarz — RLM22), а верхние и боковые - черно-зеленой (Schwarzgrün - RLM70) либо темно-зеленой (Dunkelgrün - RLM71), или же двухцветным камуфляжем - их сочетанием. Все белые элементы опознавательных знаков и бортовых обозначений закрашивались.

Наряду с ночными штурмовками, Fw-58 на Восточном фронте нашли ещё одну область применения - в качестве ночных истребителей. Естественно, легкий тихоходный самолет не мог перехватить бомбардировщики советской авиации дальнего действия Ил-4 либо Ли-2. да и задача такая, собственно, не стояла - главным предназначением Fw-58 был перехват самолетов У-2, осуществлявших рейды по снабжению партизанских отрядов. Вездесущие «кукурузники» оказались неуязвимыми для «настоящих» ночных истребителей Ju-88С и Do-217 ввиду слишком малой скорости. Первые упоминания о применении «Вайхе» в ипостаси истребителя относятся к концу 1942 г. Самолеты модификации Fw-58C вооружались одной 20-мм пушкой MG-151/20 в наклонной установке «Шраге Музик» за пилотской кабиной, а также 7,92-мм неподвижным пулеметом MG-17 в носовой части. Несмотря на небольшие размеры, «Вайхе» получил даже радиолокатор FuG-212 «Лихтенштейн С-1» или FuG-220 «Лихтенштейн SN-2» с дальностью действия 5 км. Оборудованные таким образом самолеты поступали на вооружение вспомогательных ночных истребительных частей (Befelsnachtjagd) - отрядов, численностью не более звена, рассредоточенных по всему Восточному фронту. 10 ноября 1943 г. на базе этих частей сформировали пять ночных истребительных звеньев (Nachtjagdschwurmen), поступивших в подчинение 1-го и 4-го воздушных флотов, а также командований «Дон» и «Восток». К апрелю 1944 г. в составе этих звеньев насчитывалось 28 самолетов. Наиболее успешным асом ночных истребительных звеньев стал гауптман Гельмут Контер, сбивший на Fw-58C (борт W7 + СВ) пять самолетов.

ЗА РУБЕЖОМ

Как уже отмечалось, наиболее крупным зарубежным эксплуатантом Fw-58 стала Венгрия. В течение 1937-42 гг. она получила 43 самолета этого типа, большинство из которых эксплуатировалось ВВС, но несколько машин поступило в авиакомпанию «Малерт». К ним относились три самолета с моторами «Аргус», получившие гражданскую регистрацию НА-ХВС, HA-XBG и HA-XBJ, а также не менее трех шестиместных машин модификации Fw-58K-8 с моторами «Хирт» НМ-508 (HA-FOA, HA-FOB, HA-FOD). В 1944 г. эти машины, также как и остальные воздушные суда «Малерта», были переданы ВВС Венгрии. Мобилизованные Fw-58 получили бортовые номера S.0 + 01, S.0+02, S.0+03 и т.д.

Осенью 1942 г. вагоностроительная фирма MWG наладила выпуск лицензионного варианта Fw-58, соответствовавшего в общих чертах модификации В. На двух производственных линиях — на материнском предприятии и филиале MWG в г. Гиор — собрали 72 «Вайхе», но в апреле 1 944 г. выпуск прекратился, поскольку заводы были уничтожены американскими бомбардировками. Лицензионные Fw-58 в ВВС получили номера G.2+61, G.2+62 и т.д.

В венгерских ВВС Fw-58 использовались, главным образом, в качестве транспортных, связных и санитарных. Небольшое количество самолетов эксплуатировалось в авиашколах, а также в метеослужбе. В таких же амплуа использовали «Вайхе» ВВС Румынии. В общей сложности с 1937 г. они получили 35 самолетов Fw-58 модификаций В и С. Интересно, что три машины были захвачены в качестве трофеев в числе других самолетов люфтваффе, находившихся на румынских аэродромах, когда эта страна перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

FW-58030.jpg

Пассажирский Fw-58 венгерской авиакомпании

Оглавление