![]() |
![]() |
Аэродромы базирования Не 177 подвергались постоянным налетам авиации союзников | Экипаж Не 177 во время налета на Анцио |
Низкая боевая эффективность была связана также с плохой подготовкой экипажей и практически полным отсутствием инструкторов для их обучения. Отсутствовали запасные моторы. Проблема с поставками запчастей была такой острой, что многие Не 177 просто разбирались на запчасти, так и не совершив ни одного вылета. Группа теряла машины как из-за технических отказов, так и в боях.
Тяжелые потери показали, что Не 177 не годятся для дневных атак конвоев. Было решено использовать их ночью при лунном свете, либо при свете САБ. Была отработана новая тактика. Одно звено бомбардировщиков сбрасывало специальные 50-кг осветительные авиабомбы на траверзе конвоя, а другое звено осуществляло атаку с неосвещенной стороны, ориентируясь по силуэтам судов, четко видимых на фоне света. Так как ночью Не 177 был менее уязвим, ракеты Hs 293 можно было пускать с дистанции 10-15 км при прямом полете на цель, что значительно облегчало прицеливание и наведение.
Высадка союзников в Италии заставила перенацелить группу на Средиземное море. В январе 1944 г. Не 177 из II/KG 40 в Бордо были переданы 2-му воздушному флоту для действий против плацдарма союзников в Анцио. В первом же боевом вылете из 21 Не 177 от огня ПВО были потеряны шесть бомбардировщиков и еще два разбились, не дотянув до аэродрома. На следующий день вторую попытку сделали 11 самолетов, стартовавшие с Бордо, но опять безрезультатно. У одного самолета, который должен был «подсветить» цель, за несколько километров до цели после атаки британского «Бофайтера» загорелся мотор. Экипаж выбросился с парашютами.
Захваченные члены экипажей Не 177 дали союзникам интересную информацию. В частности отмечалось, что самолет имеет очень хорошие высотные характеристики, «легко достигает скоростей 600-650 км/ч» и что он более маневренный, чем любой другой бомбардировщик люфтваффе. Особенно отмечалось, что двигатели доведены до высокой степени надежности. Главным недостатком указывалась недостаточная прочность крыла - было несколько случаев его разрушения при попытках пикирования под углом 40-50 градусов.
Всего во время действий на средиземноморском театре группа объявила об уничтожении эсминца, двух транспортных судов и десяти истребителей союзников. Платой за этот успех стали 24 уничтоженных самолета и шесть, отправленных в заводской ремонт. В феврале 1944 г. 3./ KG 40 имела всего 15 самолетов. Ее перевели на север Норвегии в состав командования «Нордмеер», сменив Fw 200 в Тронхейме.
В процессе получения новой техники на аэродроме группы постоянно работали заводские специалисты, старавшиеся довести до приемлемой надежности силовую установку. Новые бомбардировщики получили возможность подвески подкрыльевых топливных баков.
Перевооружение осложнялось все усиливающимися налетами авиации союзников, которые наносили существенные потери, несмотря на мероприятия по рассредоточению самолетов группы. Вновь в бой группа пошла во время высадки союзников Нормандии. Но господство противника в воздухе было подавляющим — в первом же вылете была потеряна половина из 26 поднявшихся машин. На следующий день было потеряно еще семь машин, а остальные получили тяжелые повреждения. Группа была выведена на перевооружение. Оставшиеся машины были укрыты в лесных массивах в надежде использовать их при возвращении, которому не суждено уже было случиться. Недостаток топлива и запчастей привел к тому, что оставленные машины стали трофеями союзников. Отдельные экипажи группы действовали по целям во Франции с территории Германии. Так, в ночь на 16 августа к северу от Барфьера экипаж гауптмана Штолле был атакован ночным истребителем Р-61. Хвостовой стрелок Не 177 сумел поджечь один из моторов Р-61, после чего «Черная вдова» вышла из боя. При возвращении на аэродром Р-61 из 422-й ночной эскадрильи был полностью разбит, так что победа воздушному стрелку Не 177 была засчитана заслужено.
Расформирование KG 40 означало конец массового использования Не 177 над Атлантикой. Правда, с сентября 1944 г. до начала 1945 г. испытательная команда 200-й эскадры использовала несколько Не 177, вооруженных управляемыми ракетами Hs 293. Кроме того, Не 177 над Атлантикой с июля по сентябрь 1944 г. использовала специальная эскадрилья разведчиков погоды.
В начале 1943 г. на Не 177 стала перевооружаться I/KG 40 в Фассберге, но не очень быстро - с марта по сентябрь поступили только три боеспособных Не 177А-1. Только к концу года, 19 декабря, 1-я эскадрилья группы прибыла в Шатоден вместе с частью 2-й эскадрильи (бывшей 8./KG 40) - другая часть осталась в Фассберге для продолжения тренировок. В Шатодене подразделения I/KG 40 соединились с 3./KG 100, прибывшей из Лечфельда днем раньше. I/KG 4 с самого начала готовилась в качестве бомбардировочной, нежели группы морской авиации. 1 октября 1943 г ее переименовали в I/KG 100. 1-я и 2-я эскадрильи этой группы продолжали подготовку в Лечфельде. Длительная подготовка этих подразделений объясняется отказами матчасти и проблемами с обучением экипажей.