При регистрации первых мировых рекордов в Международной авиационной федерации (FAI) винтокрылые аппараты не подразделялись по взлетной массе, не учитывалось также использование дополнительных движителей, что ставило летательные аппараты в неравные условия. В 1953 году FAI в соответствии со спортивным кодексом была разработана и утверждена новая классификация мировых вертолетных рекордов, учитывающая особенности винтокрылых аппаратов различных схем. В соответствии с этой классификацией все винтокрылые аппараты, отнесенные к классу Е (classe E — Giravions-Rotor Planes), подразделялись на четыре подкласса:
— Е-1 — вертолеты;
— Е-2 — винтокрылы;
— Е-3 — автожиры;
— Е-4 — конвертопланы.
Таким образом, в новую классификацию, кроме вертолетов, вошли винтокрылы (комбинированные вертолеты, имеющие крыло и дополнительные движители) и конвертопланы (преобразуемые аппараты с поворотными винтами, создающими при взлете и посадке вертикальную тягу, как несущие винты вертолета, а при переходе в горизонтальный полет поворачивающимися на 90° и работающими как воздушные винты самолета).
Стремление следовать установившейся тенденции развития зарубежных вертолетов, большинство из которых были легкими - взлетной массой от 500 до 4500 кг, привело к тому, что в дополнение к подклассу Е-1 (общему для всех вертолетов, независимо от их взлетной массы) были определены пять подклассов легких вертолетов:
- Е-1а — взлетной массой до 500 кг;
- Е-1b - взлетной массой от 500 до 1000 кг;
- Е-1с - взлетной массой от 1000 до 1750 кг;
- Е-1d - взлетной массой от 1750 до 3000 кг;
- Е-1е — взлетной массой от 3000 до 4500 кг.
Это нововведение теоретически увеличивало количество мировых рекордов в пять раз. Более того, для вертолетов, имеющих взлетную массу на границе перехода от одной категории к другой, появилась возможность регистрировать рекорды дважды. Новая классификация позволила полнее учитывать технические возможности вертолетов и дала толчок к резкому увеличению числа устанавливаемых мировых рекордов.
По новой классификации число основных видов рекордов также существенно возрастало, в первую очередь — мировых рекордов скорости. Предусматривались следующие виды мировых рекордов скорости для вертолетов:
- в полете по прямой на мерной базе 3 км или 15-25 км (для основного подкласса вертолетов Е-1);
- в полете по замкнутому маршруту протяженностью 100, 500, 1000 и 2000 км (для основного подкласса Е-1);
- в полете по прямой на мерной базе 3 или 15-25 км и по замкнутому маршруту 100, 500, 1000 и 2000 км (для подклассов легких вертолетов: Е-1a, b, с, d, e);
Регистрация рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту 100, 500, 1000 и 2000 км была введена в 1953 году.
Мировые рекорды могут служить свидетельством непрерывного аэродинамического и технического совершенствования вертолетов. Так, если мировой рекорд полета по прямой в 1952 году составлял 1958,74 км (вертолет Белл 47D-1), то в 1966 году рекорд дальности полета по прямой составил уже 3561,55 км. Этот рекорд, ставший абсолютным, был установлен на вертолете Хьюз ОН-6А.
Улучшение высотных характеристик вертолетов можно проследить, анализируя изменение по годам абсолютных мировых рекордов скороподъемности и высоты полета без груза и с грузом 1, 2, 5, 15, 20 и 25 т. Мировые рекорды скороподъемности по классификации FAI стали регистрироваться как время набора высоты 3000, 6000 и 9000 м. Большинство рекордов скороподъемности было установлено на вертолетах с ГТД, в основном, на легких вертолетах - французских «Алуэтт» и американских Белл UH-1 и Каман Н-43.
В дополнение к основным рекордам, включенным в классификацию FAI, впоследствии стали регистрироваться рекорды скорости и продолжительности полета по маршрутам между городами (например, Лондон - Париж - Лондон), а позднее - полеты вокруг земного шара, выполняемые как экипажем, так и в одиночку.