Развитием этого вертолета стал опытный YH-16A. Первый полет вертолета был совершен в декабре 1955 года, пилотировал машину летчик X. Петерсон, второй пилот - Дж. Каллаген. Во время летных испытаний была достигнута максимальная скорость 266 км/ч (на 14 км/ч выше установленной двумя годами ранее на вертолете S-59). Результаты рекордного полета тоже не представлялись для регистрации в FAI. Летчик Петерсон отмечал, что вертолет «летел устойчиво, его поведение в полете было таким же, как у транспортного самолета». Однако у находившегося на борту вертолета армейского генерала Гамильтона Хоуза было другое мнение. Он оценил уровень вибраций на режиме висения как «величайший», хотя и признал, что «после перехода на горизонтальный полет он стал приемлемым».
Вертолет первоначально имел два ГТД YT-38 «Аллисон» мощностью по 1800 л.с. Затем их заменили более мощными ГТД по 2650 л.с. при тех же размерах несущих винтов и фюзеляжа. Это позволило увеличить взлетную массу вертолета до 15200 кг. Но высокий уровень вибраций сохранился.
5 января 1956 года, когда Петерсон и Каллаген пытались в полете перевести аппарат с режима самовращения несущих винтов на моторный полет с подачей мощности на несущие винты, произошла трагедия: вертолет на высоте 550 м развалился на три части и рухнул на землю. Оба пилота погибли. Дальнейшие работы по этому вертолету были прекращены, хотя фирма планировала разработку его модификации с более мощными ГТД по 3750 л.с.
Расчетная грузоподъемность вертолета YH-16A оценивалась в 4000-5000 кг. Однако в летных испытаниях она не была подтверждена, и на вертолете не было установлено ни одного мирового рекорда. Мировые рекорды высоты с грузом массой 2000 и 4000 кг были установлены в конце 1955 года на советском тяжелом транспортном вертолете двухвинтовой продольной схемы Як-24, разработанном в ОКБ А.С. Яковлева. Но об этом отдельный рассказ.
БОРЬБА ЛЕГКИХ ВЕРТОЛЕТОВ США И ФРАНЦИИ ЗА МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ
Мировые рекорды скорости и высоты, установленные в 1953 году на вертолетах Пясецкого, продержались всего около года. Фирма «Сикорский» не могла примириться с потерей своего лидерства в мировых рекордах и вскоре вернула его.
В 1953 году был создан экспериментальный вертолет S-59 (армейское обозначение ХН-39), являющийся развитием вертолета S-52. Газотурбинный двигатель ХТ-51ТЗ «Артуст» мощностью 425 л.с. фирмы «Турбомека» обеспечивал вертолету высокую энерговооруженность. Винтокрылая машина предназначалась для фронтовой разведки и была рассчитана на большую скорость и высоту полета. 26 августа 1954 года на вертолете S-59 армейский летчик Уильям Вестер на мерной базе 3 км достиг скорости полета 252,067 км/ч, что было на 16,874 км/ч, или на 6,3%, выше скорости, показанной вертолетом-соперником YH-21. Этот результат был зарегистрирован в качестве нового мирового рекорда в подклассе Е-1.
Через два месяца, 17 октября 1954 года, S-59 (летчик У. Вестер), взлетев с аэродрома фирмы «Сикорский» в Бриджпорте, установил и новый мировой рекорд высоты полета — 7474 м, на 735 м превышающий прежний рекорд YH-21. Взлетная масса вертолета S-59 в рекордном полете составляла 1635 кг -подкласс легких вертолетов Е-1с. Но зарегистрированы рекорды были в общем подклассе Е-1, поскольку превысили общие рекорды всей своей группы.
![]() |
![]() |
Экспериментальный вертолет ХН-39 (S-59) | Пилот Уильям Вестер перед рекордным полетом |
Достижению столь высоких результатов на вертолете S-59 (ХН-39) способствовал прежде всего газотурбинный двигатель, обеспечивающий большую энерговооруженность (0,26 л.с./кг) и высотность, а также создание небольшой горизонтальной тяги вытекающими из сопла ГТД газами. В конструкции вертолета был использован новый четырехлопастный несущий винт диаметром 10,7 м с цельнометаллическими лопастями, обладающий более высоким КПД. Вертолет имел убирающееся шасси, что позволило уменьшить вредное сопротивление.