Предыдущая Оглавление Следующая

HelRecHi077.jpg HelRecHi078.jpg

Легкий многоцелевой вертолет SE.3130 "Алуэтт II"

HelRecHi079.jpg HelRecHi080.jpg
Легкий многоцелевой вертолет SO.1221 "Джинн" Пилот Жан Буле, установивший 17 мировых рекордов

Рекорд высоты, установленный на этом вертолете, продержался немногим более полугода. Он был превзойден на новом французском вертолете SE.3130 «Алуэтт II», построенном объединением SNCASE в 1955 году. Являясь развитием вертолета «Алуэтт I», новый вертолет имел такую же упрощенную конструкцию с ферменным фюзеляжем и полозковым шасси. Он отличался от первой модели большей по размерам пятиместной кабиной с более обтекаемым фонарем. Вертолет имел ГТД «Артуст» фирмы «Турбомека», как и вертолет S-59, но несколько меньшей мощности (400 л.с.). Двигатель был установлен над фюзеляжем и даже не закрыт обтекателем. Трехлопастный несущий винт имел диаметр 10,2 м, несколько меньший, чем у двухлопастных несущих винтов вертолета Белл 47, обладал лучшими несущими свойствами, которые обеспечивали вертолету большую высотность. Первый полет опытного вертолета «Алуэтт II» был выполнен 12 марта 1955 года летчиком-испытателем Жаном Буле. В последующих полетах летчик убедился в хороших высотных характеристиках вертолета и решил превысить рекорд вертолета фирмы «Сикорский». На максимально облегченном втором опытном вертолете 4 июня Жан Буле решил прорепетировать рекордный полет и достиг высоты 7700 м за 20 мин. При этом он имел еще запас по тяге для дальнейшего набора высоты. Это позволило ему убедить руководство объединения в реальности установления рекорда.

В день полета, 6 июня, небо затянули облака. Высокая температура, низкая плотность воздуха и, соответственно, малое атмосферное давление не способствовали установлению рекорда. Поэтому, как вспоминал Жан Буле в своей книге, высоту 7700 м он набрал только за 30 мин. Вдобавок к этому началось обледенение фонаря кабины и, что самое неприятное, обледенение лопастей (оно ощущалось по вертикальным пульсациям ручки управления). Более того, отделяющиеся под действием потока воздуха с лопастей кусочки льда непрерывно ударяли по стеклу кабины. Неправильные показания по каким-то причинам давали и приборы: термометр наружного воздуха, например, показывал -30 вместо -40 °С, а высотомер занижал показания. Однако по данным других приборов была установлена высота 8260 м, что на 786 м превышало рекорд вертолета S-59 (ХН-39). Это достижение и было утверждено FAI как новый мировой рекорд, причем сразу в двух подклассах - общем Е-1 и Е-1с.

Рекорд высоты, показанный Буле, 12 ноября 1956 года улучшил летчик-испытатель Жан Дабос. На усовершенствованном к тому времени серийном вертолете SO.1221 «Джинн» Жан Дабос достиг высоты 8482 м. И снова результат был зарегистрирован как два мировых рекорда: в общем подклассе Е-1 ив подклассе E-lb для легких вертолетов взлетной массой 500-1000 кг. Вертолет SO.1221 «Джинн» был двухместным. Он отличался от своего предшественника SO.1220 усовершенствованной конструкцией кабины, на вертолете был установлен более мощный ГТД «Палуст» (240 л.с), обеспечивающий реактивный компрессорный привод двухлопастного несущего винта с увеличенным до 10 м диаметром.

Вертолеты SO.1221 «Джинн» обладали более высокой весовой отдачей и более простой конструкцией, чем вертолеты с механическим приводом несущего винта. Их стали применять в вооруженных силах Франции для разведки и связи. Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что вертолеты имели втрое больший расход топлива, чем вертолеты с механическим приводом, и очень высокий уровень шума. Поэтому было построено всего 178 единиц, да и они вскоре были сняты с эксплуатации, в известной степени из-за общего энергетического кризиса. Возможности вертолета SO.1221 для установления мировых рекордов также оказались исчерпанными, так как из-за высокого расхода топлива он не мог конкурировать по скорости и особенно по дальности полета с вертолетами подобного класса, имеющими механический привод. Вертолеты могли успешно выступать только в соревнованиях на достижение рекордной высоты полета, для этого запаса топлива хватало.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz