Предыдущая Оглавление Следующая

Первый в США женский мировой вертолетный рекорд, показавший, что на вертолете Белл 47 могут успешно летать не только мужчины, был установлен 8 февраля 1961 года. Пилотируемый летчицей Дорой Догерти Белл 47G-3 достиг высоты полета 5912,4 м, на 1878 м превысив рекорд советской летчицы Татьяны Руссиян. Через два дня, 10 февраля 1961 года, на этом же вертолете Догерти установила рекорд дальности полета по прямой без платной нагрузки - 653,192 км, превысив рекорд другой советской летчицы Анны Геппенер. Однако вскоре оба рекорда вновь были перекрыты нашими летчицами.

На вертолете Белл HTL (военный вариант Белл 47 для флота) 19 июня того же года был установлен неофициальный рекорд продолжительности полета. Вертолет продержался в воздухе 11 ч. 2 мин со сменой летчиков в полете на режиме висения и заправкой топливом с земли при помощи шланга. Чтобы показать большую надежность вертолетов фирмы «Белл», этот неофициальный рекорд был широко разрекламирован.

Но не только в США и СССР устанавливались в те годы вертолетные рекорды. Мировой рекорд скорости в полете по замкнутому 100-километровому маршруту для вертолетов со взлетной массой до 500 кг - 120,182 км/ч был зарегистрирован в ЧССР. Его установил летчик-испытатель Рудольф Душон 27 июня 1959 года на двухместном вертолете НС-2 «Хели Бэби», построенном на известной авиационной фирме «Аэро» (рекорд продержался 23 года, только в 1982 году он был превзойден на легком вертолете R-22 американской фирмы «Робинсон»).

HelRecHi103.jpg

Легкий чешский вертолет НС-2 "Хели Бели"

Вертолет НС-2, разработанный под руководством профессора Шлехты, по компоновке напоминал американский вертолет Хиллер 12, но отличался от него меньшими размерами и взлетной массой, составлявшей 580 кг при массе пустого вертолета 380 кг. На машине был установлен один ПД «Прага» мощностью 65 л.с, приводящий во вращение трехлопастный несущий винт диаметром 8,8 м и двухлопастный рулевой. Рекордный полет выполнялся на максимально облегченном вертолете и с ограниченным запасом топлива, чтобы соответствовать по взлетной массе подклассу Е-1а. Вертолеты НС-2, не имея широкого применения, использовались в качестве тренировочных и предлагались на экспорт. В испытаниях вертолета НС-2, проводившихся летчиком-испытателем Иозефом Немечеком, принимал участие советский летчик-испытатель С.Г. Бровцев.

Рекорды легких вертолетов фирм «Хиллер» и «Хьюз»

В 1963 году на легком разведывательном вертолете Хиллер 12Е (ОН-23G) было установлено 6 мировых рекордов. 29 октября 1963 года два полета OH-23G с разной взлетной массой принесли фирме 6 мировых рекордов в подклассах E-1b (со взлетной массой до 1000 кг) и Е-1с (со взлетной массой более 1000 кг):
-   скорости на базе 3 км -199,067 км/ч (подкласс Е-1b) и 198,682 км/ч - скорости на базе 15-25 км - 198,898 км/ч (подкласс Е-1b) и 199,178 км/ч (Е-1с);
-  скорости на замкнутом маршруте 100 км - 195,872 км/ч (подкласс Е-1b) и 192,718 км/ч (Е-1с).

HelRecHi104.jpg HelRecHi105.jpg
Легкий многоцелевой вертолет Хиллер 12Е Вертолет Хьюз 300

Управлял вертолетом в этих рекордных полетах капитан Бертран Лич. Хотя показанные результаты незначительно отличались друг от друга, тем не менее они были зарегистрированы FAI и несколько лет фигурировали в официальных таблицах, пока не были перекрыты.

Вертолеты Хиллер 12Е и их военные модификации ОН-23 по характеристикам и конструкции были близки к вертолетам Белл 47. Они имели простую конструкцию с полозковым шасси, хорошо остекленную двух-трехместную кабину; двухлопастный несущий винт приводил во вращение поршневой двигатель 6V4-200 «Франклин» мощностью 200 л.с. Фирмой «Хиллер» было построено 2390 гражданских и военных вертолетов 12Е и ОН-23, которые широко эксплуатировались в США и других странах.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz