Предыдущая Оглавление Следующая

Рекорды вертолетов «Ирокез» фирмы «Белл»

Важным событием в развитии вертолетостроения США стало создание фирмой «Белл» по заказу армии многоцелевого вертолета UH-1 «Ирокез». Опытный вертолет UH-1 совершил первый полет 22 октября 1956 года. С 1958 года началось его серийное производство во многих модификациях сначала для вооруженных сил под обозначением UH-1А и UH-1B, а затем для гражданского применения. Вскоре он стал самым распространенным в мире вертолетом. Было построено более 16000 единиц в США и по лицензии в других странах.

Подобно всем легким вертолетам фирмы «Белл», UH-1 имел двухлопастный несущий винт со стабилизирующим стержнем и полозковое шасси. Главным его отличием являлось использование ГТД, обеспечивающего высокую энерговооруженность. Вертолет был рассчитан на перевозку 6 десантников в кабине или грузов массой 400 кг на внешней подвеске. Вскоре UH-1 стали широко использовать в военных действиях во Вьетнаме.

Чтобы заинтересовать вертолетами заказчиков из других стран, фирма «Белл» вместе с командованием армейской авиации США провела большую работу по подготовке рекордных полетов. 18-26 июля 1960 года на вертолетах «Ирокез» пилотами армейской авиации было установлено 7 мировых рекордов. В рекордных полетах использовались серийные Белл UH-1 с одним ГТД «Лайкоминг» Т-53 мощностью 825 л.с. и уменьшенной взлетной массой — менее 3000 кг. Зарегистрированы они были как мировые рекорды в общем подклассе Е-1 и E-1d для вертолетов взлетной массой 1750-3000 кг.

В общем подклассе военный летчик Джек Маринелли установил мировой рекорд скорости в полете по замкнутому 500-километровому маршруту - 239 км/ч. Он на 20 км/ч превысил предыдущий рекорд - 218,893 км/ч вертолета Н-34 фирмы «Сикорский», зарегистрированный в 1952 году. Этот же рекорд был зарегистрирован и в подклассе Е-1с, где он на 42,5 км/ч превысил рекорд, установленный в 1959 году на вертолете Ми-1.

В подклассе E-1d на вертолете UH-1 установлены такие мировые рекорды:
- скорости полета на базе 100 км - 229 км/ч (на 18,5 км/ч превысивший рекорд В.В. Виницкого, установленный на Ми-1 в 1959 году);
-  скорости на базе 3 км - 254 км/ч (рекорда в этом подклассе не было);дальности полета по замкнутому маршруту -711 км (на 156 км превысивший рекорд В.В. Ряховского, установленный на Ми-1 в 1958 году);
-  времени набора высоты - 3000 м за 3 мин 22,4 с и 6000 м за 8 мин 10,2 с (рекорда в этом подклассе не было).

Эти рекорды установили также армейские пилоты Гаррисон Бойл и Клиффорд Торвей.

HelRecHi107.jpg

Первая модель легкого вертолета UH-1A "Ирокез"

HelRecHi108.jpg

Легкий многоцелевой вертолет UH-1 "Ирокез"

Менее чем через два года, в апреле 1962, два из этих рекордов были побиты на усовершенствованном опытном вертолете Белл YTJH-1D. Вертолет имел более мощный ГТД «Лайкоминг» T-53-L-9 мощностью 1100 л.с, его взлетная масса также не превышала 3000 кг. На этом вертолете было установлено три мировых рекорда в подклассе E-1d, среди которых:
- скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км - 217,156 км/ч (пилот Уильям Гарлей на 76 км/ч превысил рекорд скорости Ф.И. Белушкина, установленный на Ми-1 в 1960 году);
- времени набора высоты — 6000 м за 5 мин 47,4 с (пилот Бойс Бакнер на 2 мин 23 с улучшил прежний рекорд вертолета UH-1, установленный в 1960 году);
- времени набора высоты - 3000 м за 2 мин 17,3 с (пилот Лиленд Уилхем на 1 мин 5 с улучшил прежний рекорд, установленный на вертолете UH-1 в 1960 году).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz