Транспортный вертолет Белл 214А
Новые десять мировых рекордов на серийных вертолетах UH-1D «Ирокез» были установлены в период с 1 6 сентября по 7 октября 1964 года. В рекордных полетах участвовали вертолеты, оснащенные ГТД «Лайкоминг» T-53-L-11 мощностью 1100 л.с. В полетах на установление рекордов скороподъемности (времени набора высоты) использовались вертолеты с более мощным ГТД T-53-L-13 (1400 л.с.). Были установлены следующие рекорды:
- скорости полета по замкнутому маршруту в 1000 км в подклассе E-1d - 235,103 км/ч (прежний рекорд 217,156 км/ч был установлен в апреле 1962 года на вертолете Белл UH-1D);
-
скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км в общем подклассе Е-1 - 225,1 км/ч (прежний рекорд 201,8 км/ч был установлен в апреле 1964 года на советском вертолете Ми-8);
-
дальности полета в общем подклассе Е-1 - 2598,4 км (прежний рекорд 2465 км был установлен в апреле 1964 года на советском вертолете Ми-8);
-
дальности полета по прямой — 2170,6 км (предыдущий рекорд 1958,7 км был установлен в сентябре 1952 года на вертолете Белл 47D-1);
-
времени набора высоты - 3000 м за 2 мин 9,6 с (предыдущий рекорд - 2 мин 17,3 с был установлен в апреле 1962 года на вертолете Белл YUH-1D);
-
времени набора высоты - 6000 м за 4 мин 53,8 с (предыдущий рекорд
— 5 мин 47,4 с был установлен в апреле 1962 года на вертолете Белл YUH-1D);
- времени набора высоты - 9000 м за 9 мин 13,7 с (предыдущий рекорд - 14 мин 11,5 с был установлен в октябре 1961 года на вертолете Каман Н-43В).
В установлении этих рекордов участвовали военные летчики Уильям Уолтер (один рекорд), Джон Джонстон (два), Майкл Антонио (два), Джозеф Уатт (три), а также шеф-пилот фирмы «Белл» Эмери Нельсон (два).
Новые 11 мировых рекордов на вертолетах UH-1D «Ирокез» были установлены в период с 16 ноября по 14 декабря 1964 года. Они регистрировались в подклассе E-1d для вертолетов взлетной массой 1750-3000 кг и Е-1e для вертолетов взлетной массой 3000-4500 кг. В рекордных полетах на вертолетах был установлен ГТД «Лайкоминг» YT-53-L-13 мощностью 1400 л.с. (но она была ограничена до 1100 л.с.). В большинстве рекордных полетов вертолеты были снабжены новым несущим винтом с шарнирами типа «дверная петля» - с 1965 года он устанавливался на всех серийных вертолетах. Диаметр несущего винта 13,4 м, хорда лопасти - 0,68 м.
В подклассе E-1d были установлены следующие мировые рекорды:
- скорости полета на базе 3 км -278,84 км/ч (предыдущий рекорд 254,3 км/ч был установлен на вертолете Белл UH-1 в 1960 году);
-
скорости на базе 15-25 км - 276.25 км/ч;
-
скорости полета по замкнутому маршруту в 100 км — 276,3 км/ч (предыдущий рекорд 253,8 км/ч был установлен на советском вертолете Ми-2);
-
скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км -286,83 км/ч (предыдущий рекорд 239 км/ч был установлен на вертолете Белл UH-1 в 1960 году);
-
высоты подъема без платной нагрузки — 10713 м (предыдущий рекорд 10010 м был установлен на вертолете Каман Н-43В).
В подклассе Е-1e на вертолете UH-1D были установлены рекорды:
- скорости полета на базе 3 км - 289,89 км/ч и на базе 15-25 км - 278,26 км/ч;
-
скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 100 км - 265,43 км/ч;
-
скорости полета по замкнутому маршруту длиной 500 км — 277,02 км/ч;
-
скорости полета по замкнутому маршруту в 1000 км - 266,11 км/ч;
-
высоты без платной нагрузки - 7747,4 м.
В установлении мировых рекордов участвовали военные летчики армейской авиации США Р. Кеннеди, Л. Деннис, Дж. Фостер, Б. Однил, Э. Сампсон, Д. Рэй, Р. Чаббой и Ф. Комер. Об этих рекордах подробно сообщалось в ряде статей американского еженедельного журнала «Авиэйшн Уик энд Спейс Текнолоджи», приводились данные обо всех рекордах с маршрутами и диаграммами полетов. В одной из статей было написано, что «на вертолете UH-1D установлен 21 мировой рекорд, больше, чем на любом другом военном летательном аппарате вооруженных сил США».
Дальнейшим развитием однодвигательного вертолета Белл UH-1D и его гражданского варианта Белл 205 стал вертолет Белл 214 с высотным ГТД мощностью 1800 л.с., а затем 2250 л.с. для модификации Белл 214А. Диаметр несущего винта был увеличен до 15,24 м, лопасти имели на концах скоростные профили. Вертолетом Белл 214А, обладавшим большим статическим потолком - 1830 м при температуре 35°С, заинтересовались военные Ирана. Было заказано 297 вертолетов, поставки начались в 1 975 году. Вскоре вертолеты были уже освоены иранскими летчиками, решившими установить на них новые мировые рекорды в классе Е-1e для вертолетов со взлетной массой 3000-4500 кг. Лететь на вертолете Белл 214А решил сам командующий армейской авиацией генерал-майор Хосроудад, получивший летную подготовку в США.
Многоцелевой вертолет UH-1D