![]() |
![]() |
Экипаж вертолета Ми-4 после установления мировою рекорда скорости в полете по 500-километровому маршруту: летчики-испытатели Б.В. Земсков (справа), Р.И. Капрэлян (в центре) и бортинженер С.Г. Бугаенко | Мировой рекордсмен, летчик-испытатель Г.В. Алферов у вертолета Ми-4 |
В летных испытаниях вертолета Ми-4 участвовали летчики-испытатели В.В. Виницкий, Б.В. Земсков, Р.И. Капрэлян и Г.В. Алферов из ОКБ М.Л. Миля, летчики-испытатели ЛИИ им. Громова Ю.А. Гарнаев и Г.А. Тиняков, С.Г. Бровцев из ГК НИИ ВВС. Во время летных испытаний было установлено, что вертолет Ми-4 отличается не только большой грузоподъемностью, но и хорошими высотными характеристиками благодаря двигателю АШ-82В взлетной мощностью 1700 л.с. и несущему винту большого диаметра, сохраняющему высокие характеристики по тяге на значительных высотах.
По предложению главного конструктора М.Л. Миля решено было подтвердить отличные высотные характеристики и большую грузоподъемность вертолета Ми-4 мировыми рекордами. Выполнить эту важную и почетную задачу поручили заводским летчикам-испытателям. Руководство подготовкой рекордных полетов взяли на себя спортивный комиссар ЦАК, заслуженный мастер спорта Н.М. Голованов и Г.В. Ремезов, возглавлявший тогда летно-испытательную станцию МВЗ. Рекордные полеты выполнялись с аэродрома ЛИИ, где имелось все необходимое оборудование для регистрации рекордов.
Первый рекордный полет на Ми-4 совершил 25 апреля 1956 года летчик-испытатель Р.И. Капрэлян: груз массой 2000 кг был поднят на высоту 6017,5 м (на 935 м выше рекорда, установленного на Як-24), Взлетная масса вертолета Ми-4 в этом полете составляла 6950 кг — почти вдвое меньше, чем у вертолета Як-24. В рекордном полете вертолетом управлял один летчик, машина была максимально облегчена, оставлено только оборудование, необходимое для такого полета.
На следующий день (26 апреля 1956 года) летчик-испытатель В.В. Виницкий, первым поднявший в воздух опытный вертолет Ми-4, достиг несколько большей высоты - 6056 м с грузом массой 1000 кг. Вертолет был также максимально облегчен. 29 апреля летчики-испытатели МВЗ Б.В. Земсков, Р.И. Капрэлян и бортинженер С.Г. Бугаенко установили на вертолете Ми-4 мировой рекорд скорости в полете по замкнутому 500-километровому маршруту — 187,154 км/ч. Результаты всех трех рекордных полетов были надлежащим образом оформлены и переданы в FAI для утверждения в качестве мировых рекордов. Летчики-испытатели отмечали, что в процессе заводских летных испытаний Ми-4 были зафиксированы более высокие результаты, чем в рекордных полетах (например, максимальная скорость 207 км/ч), но их не оформляли в качестве мировых рекордов. Об этом писал в своей книге и заслуженный летчик-испытатель М.Л. Галлай. Он сам поднял в небо 135 различных летательных аппаратов, в том числе вертолеты Ми-1 и Як-100, не раз добивался выдающихся результатов, но ни один из них не был представлен в FAI для регистрации как мировой рекорд.
Возможности вертолета Ми-4 этими первыми тремя рекордами были далеко не исчерпаны, и в дальнейшем на нем было установлено еще пять мировых рекордов. Это стало возможным благодаря усовершенствованию конструкции вертолета и использованию нового несущего винта с цельнометаллическими лопастями. На таком вертолете 23 марта 1960 года молодой летчик-испытатель МВЗ Г.В. Алферов установил мировой рекорд высоты с грузом 1000 кг - 7465 м, превысив на 1409 м прежний рекорд В.В. Виницкого, установленный в 1956 году.
В этом полете использовался новый, максимально облегченный серийный вертолет Ми-4. Герман Алферов летал один, без второго пилота, и с ограниченным запасом топлива. На аэродроме вертолет-рекордсмен встречали журналисты. Следует отметить, что в то время о наших первых вертолетных рекордах писали редко и мало, информация носила, как правило, официальный характер. Однако сделанная корреспондентом «Красной Звезды» Ивановым фотография, запечатлевшая вертолет и его пилота сразу после посадки, обошла многие издания. К счастью, этот снимок сохранился в личном архиве Г.В. Алферова, и читатель может увидеть его в журнале.