Предыдущая Оглавление Следующая

РЕКОРДЫ ВЕРТОЛЕТОВ А-10 (МИ-24)

В 1969 году на МВЗ была завершена постройка нового транспортно-боевого вертолета В-24. Первый полет летчик-испытатель Г.В. Алферов совершил на нем 15 сентября. Разработка опытного вертолета В-24 велась ускоренными темпами по предложенной М.Л. Милем концепции воздушной боевой машины поддержки пехоты. При разработке В-24 были максимально использованы основные агрегаты и системы хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации вертолетов Ми-8 и Ми-14, что значительно ускорило его создание.

HelRecHi195.jpg

Рекордный вертолет Ми-24

В отличие от зарубежных боевых вертолетов, в советском можно было разместить не только мощное вооружение, но и людей — 8 десантников с полным боекомплектом. В-24 отличался хорошими аэродинамическими обводами фюзеляжа, имел достаточно большое крыло, используемое не только для подвески вооружения, но и для разгрузки несущего винта, и убирающееся трехопорное шасси, что обеспечивало большую скорость полета.

На вертолете были установлены два ГТД ТВ2-117 по 1500 л.с. каждый, а затем ТВ3-117, взлетная мощность которых была увеличена до 2200 л.с. Благодаря этому машина отличалась большой энерговооруженностью, обеспечивающей не только достижение высокой скорости и хороших характеристик маневренности, но и большой высоты полета. При испытаниях нового вертолета, получившего обозначение Ми-24, были показаны неплохие летные характеристики, однако скорость полета не превышала достигнутую в 1970 году на скоростном американском вертолете S-67 на базе 15-25 км рекордную скорость 355,485 км/ ч. Однако скоростной потенциал у вертолета Ми-24 все же был - это доказала Г.В. Расторгуева из НИЛИЦ.

Летчица обратилась к руководству МВЗ с предложением подготовить вертолет для установления на нем новых женских мировых рекордов. По указанию Генерального конструктора М.Л. Миля один из первых опытных Ми-24 был переоборудован в рекордный вертолет, получивший обозначение А-10. Вертолет был максимально облегчен, с него сняли вооружение и броню. На этом вертолете Г.В. Расторгуева вместе со штурманом гражданской авиации Л.А. Полянской установила в июле-августе 1975 года 8 мировых рекордов {о них рассказано подробно в следующей главе).

На вертолете А-10 летчик-испытатель Г.Р. Карапетян 21 сентября 1975 года установил новый мировой рекорд скорости полета на базе 15-25 км — 368,4 км/ч (у вертолета было удалено крыло для уменьшения вредного сопротивления), превысивший на 13 км/ч рекорд скорости, установленный в 1970 году на скоростном вертолете S-67. Рекорд А-10 стал абсолютным рекордом скорости для вертолетов и продержался довольно долго - 11 лет. В 1976 году он был превзойден английским вертолетом «Супер Линкс».

Рассматривая хронологию мировых вертолетных рекордов, можно видеть, как медленно и трудно давалось увеличение рекордной скорости:
-   252,067 км/ч (1954 год, вертолет S-59);
-   261,91 км/ч (1956 год, S-56);
-   268,92 км/ч (1959 год, Ми-6);
-   310,4 км/ч (1961 год, S-61);
-   320 км/ч (1961 год, Ми-6);
-   338,85 км/ч (1962 год, S-61);
-   340,15 км/ч (1964 год, Ми-6);
-   355,485 км/ч (1970 год, S-67);
-   368,4 км/ч (1975 год, Ми-24).

Хорошо видно, что в основном соревнование шло между самым большим тогда в мире советским вертолетом Ми-6 и американским S-61, а на последнем этапе в него включились скоростные вертолеты S-67 и А-10 (Ми-24). Ведущий конструктор МВЗ Л.Н. Бабушкин рассказывал, что М.Л. Миль сравнивал это соревнование вертолетов МВЗ и фирмы «Сикорский» с соревнованиями по гребле, когда вперед выходит то один, то другой экипаж гоночных лодок.

За 21 год, с 1954 по 1975 гг., рекордная скорость вертолетов возросла на 116 км/ч: в первые 10 лет на 88 км/ч, а в последующие 11 - всего на 28 км/ч. Отметим, что самолеты достигли скорости 360 км/ч еще в 1929 году, а в 1939 она возросла вдвое. Для вертолетов же скорость 360 км/ч долгое время считалась предельной, что было связано с особенностями их аэродинамики.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz