В то же время начальник отдела закупок министерства обороны Джон Янг предупредил, что одобренное конгрессом сокращение финансирования программы разработки и производства ударного истребителя Локхид Мартин F-35 в 2009 ф. г. может вызвать срыв программы летных испытаний и графика поставок самолетов. Конгресс предлагает в 2009 ф. г. финансирование производства 14 истребителей F-35A и F-35B. Предложено также выделение средств на постройку следующей партии из 27 самолетов.
Конгресс изъял финансирование закупки первых трех палубных истребителей F-35C, которая предусматривалась в 2010 ф. г. Самолеты должны были интенсивно использоваться в программе летных испытаний, их своевременная постройка имеет очень большое значение. Если эти истребители не будут готовы в срок, то придется существенно пересматривать график летных испытаний. В частности, не исключается организация отдельной программы испытаний самолетов F-35C, на что потребуются дополнительные средства.
Программа летных испытаний, до настоящего времени успешно выполняемая (практически все выданные полетные задания осуществлены на 100%), может получить «серьезный удар». Программа испытаний самолетов F-35 отличается от программы, использованной во время разработки истребителя Локхид Мартин F-22A. Например, как отметил Дж. Янг, значительный объем испытаний проводится на стендах, на которых, в частности, были полностью отработаны топливная, гидравлическая и другие системы. Отдельно отрабатывается и своевременно отлаживается программное обеспечение для бортовых компьютеров.
Фирма «Локхид Мартин» планирует разместить испытательные группы на авиабазе Эдварде (шт. Калифорния), в летно-испытательном центре (ЛИЦ) авиации ВМС в Патаксент-Ривере (шт. Мэриленд) и на заводском аэродроме фирмы «Локхид Мартин» в Форт-Уэрте (шт. Техас).
Значительные объемы испытаний комплекса БРЭО проводятся с использованием летающей лаборатории CATbird, созданной на основе пассажирского самолета Боинг 737-300. На ней установлены все электрические и электронные системы истребителя F-35, а также системы охлаждения, шины передачи данных, датчики и процессоры. В случае сокращения финансирования роль летающей лаборатории CATbird многократно возрастет.
Руководитель программы летных испытаний самолетов F-35 на авиабазе Эдварде Фред Мейденвальд сообщил, что в ноябре 2009 г. — январе 2010 г. на авиабазу доставят три опытных истребителя F-35A (AF-1, AF-2 и AF-3). Самолеты AF-1 и AF-2 в 2010 г. пройдут испытания на нагрузки и флаттер, затем приступят к программе испытаний по маневренности и вооружения. На самолете AF-3 станут отрабатывать комплекс БРЭО, в этом процессе будет задействована летающая лаборатория CATbird. В дальнейшем в этих испытаниях примут участие два опытных истребителя КВВП F-35B (BF-4 и BF-5), которые перебазируются из ЛИЦ на авиабазу Эдварде. Опытный самолет AF-4 в 2010 г. будет использован для исследований работы силовой установки на больших углах атаки.
ПОСТАВКА ПЕРВОГО С-5М «СУПЕР ГЭЛАКСИ»
В декабре 2008 г. на авиабазе ВВС США Робине (шт. Джорджия) состоялась церемония передачи первого модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Локхид Мартин С-5М «Супер Гэлакси». Самолет является одним из трех опытных самолетов С-5М, закончивших в августе 2008 г. программу летных испытаний. Остальные два самолета должны быть поставлены в феврале 2009 г.
В соответствии с существующими планами фирма «Локхид Мартин» передаст ВВС 52 модернизированных самолета С-5М. Их переоборудование осуществляется в рамках двух программ: AMP (Avionics Modernization Program), предусматривающей установку нового комплекса авионики, и RERP (Reliability Enhancement and Reengining Program), посвященной мероприятиям по повышению надежности и ремоторизации.
По программе AMP кабина экипажа выполняется по принципу «стеклянной кабины» с установкой цифрового оборудования. К настоящему времени 46 самолетов С-5А «Гэлакси» переоборудованы по программе AMP. Все они вновь переданы в эксплуатацию и налетали уже свыше 45000 ч (в том числе во время операции «Иракская свобода»).
Программа RERP (в настоящее время выполняется второй ее этап) касается замены двигателей Дженерал Электрик TF39 тягой по 19520 кгс на современные ТРДД Дженерал Электрик CF6-80C2 (F108-GE-100) тягой по 24500 кгс. Также проводятся работы по совершенствованию технического обслуживания и ремонтопригодности.
По данным фирмы «Локхид Мартин», парк самолетов С-5А выработал только 30% эксплуатационного ресурса. По ее мнению, благодаря модернизации самолетов они смогут остаться на вооружении до конца 2040-х годов.
Модернизированный транспортный самолет С-5М
ВРЕМЕННОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШТУРМОВИКОВ А-10
Командование ВВС временно прекратило полеты 127 штурмовиков Фэрчайлд Рипаблик А-10 для проведения осмотров из-за обнаружения трещин в конструкции крыла. В настоящее время на вооружении ВВС находится около 360 самолетов А-10, из которых 240 являются наиболее старыми и имеют крылья с тонкой обшивкой. Все отстраненные от полетов самолеты имеют подобные крылья. Представитель ВВС заявил, что полеты возобновятся только после тщательных осмотров и ремонта. Первыми будут ремонтироваться штурмовики, используемые в Ираке и Афганистане, где их роль в непосредственной поддержке войск чрезвычайно важна.