Кроме слабой тактической подготовки летчиков индийских самолетов Су-30МКИ американский пилот отметил низкую надежность двигателей и неудобную систему их обслуживания. Он заявил: «Если двигатель на индийском самолете получает повреждение, например от попадания постороннего предмета, то русские настаивают на отправке двигателя на завод-изготовитель, высылая взамен новый. Особенно это было для индусов неудобно при участии в маневрах на территории США».
Далее летчик подробно остановился на слабых местах истребителей F-15 и F-16, выявленных в ходе учений «Рэд Флэг-2008». В частности он отметил, что ракеты класса «воздух - воздух» с радиолокационным наведением (тип ракет не уточнялся, скорее всего, имелись в виду ракеты AIM-120 AMRAAM) на конечном участке траектории очень легко уходили с курса за счет активных радиопомех. Это в значительной мере лишает американские истребители возможности ведения воздушного боя с целью, находящейся вне пределов прямой видимости.
Кроме того, неожиданной «головной болью» для американцев оказались индийские самолеты МиГ-21, оснащенные израильскими бортовыми РЛС, усовершенствованной системой РЭП и ракетами с активным радиолокационным наведением. Совершая полет на предельно малых высотах, истребители МиГ-21 оказались практически невидимыми для американских бортовых РЛС. Используя системы РЭП, индийские самолеты незаметно сближались с американскими истребителями и вступали в ближний бой, результаты которого трудно было предугадать...
Французские летчики на самолетах «Рафаль», по словам докладчика, «вели себя откровенно недружественно, никогда не работали в команде, предпочитая постоянно держать включенными все свои датчики, отслеживая и вынюхивая особенности работы наших РЛС. В ходе учений они занимались только этим, предпочитая оставаться сторонними наблюдателями в воздушных боях».
В заключение летчик американских ВВС заявил: «Ближний маневренный воздушный бой с применением пушек никто не отменял и еще нескоро отменит, поскольку на наших самолетах подвешивается слишком мало ракет. Слава Богу, на истребителях F-22 пушка имеется».
МИРОВОЙ ПАРК ВОЕННЫХ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
В журнале «Флайт Интернешнл» опубликованы статистические данные о составе мирового парка военных самолетов и вертолетов. По оценке экспертов журнала сегодня в вооруженных силах 161 страны эксплуатируется почти 60 000 самолетов и вертолетов различного назначения (без учета находящихся на консервации). Больше всего военных летательных аппаратов (без БПЛА) находится в США, России и КНР.
Рейтинг |
Страна |
Парк авиатехники |
1 |
США |
13240 |
2 |
Россия |
4950 |
3 |
КНР |
2970 |
4 |
Индия |
1762 |
5 |
Япония |
1713 |
6 |
Франция |
1628 |
7 |
Великобритания |
1321 |
8 |
Южная Корея |
1319 |
9 |
Украина |
1239 |
10 |
Турция |
1131 |
11 |
Египет |
1080 |
12 |
Тайвань |
968 |
13 |
Германия |
961 |
14 |
Италия |
955 |
15 |
Иран |
917 |
16 |
Сирия |
898 |
17 |
Пакистан |
864 |
18 |
Северная Корея |
856 |
19 |
Израиль |
832 |
20 |
Бразилия |
805 |
Среди авиационной техники, находящейся на вооружении, основную долю составляют летательные аппараты, разработанные в 1970 - 1980-х годах. Наряду с ними до сих пор эксплуатируются самолеты, созданные 40 — 50 лет назад, в частности истребители МиГ-17 и МиГ-19, бомбардировщики Боинг В-52 и Н-6 (китайские копии советских бомбардировщиков Ту-16), многоцелевые самолеты Ан-2, транспортные самолеты Дуглас С-47, Локхид С-130 и др.
В составе ВВС ряда стран находятся истребители поколений «4» и «4+»: 186 самолетов SAAB JAS-39 «Грипен», 116 - Еврофайтер «Тайфун» и 40 - Дассо Авиасьон «Рафаль». В США эксплуатируется 65 многоцелевых СВВП Белл-Боинг V-22 «Оспри» и 113 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A «Рэптор».
В приводимых ниже таблицах приводятся рейтинги наиболее распространенных самолетов и вертолетов.
Самые распространенные истребители |
|
Локхид Мартин F-16 |
3170 |
Боинг F/A-18 |
1379 |
Нортроп F-5 |
1325 |
МиГ-29 |
1195 |
МиГ-21 |
1183 |
Боинг F-15 |
1149 |
Су-27/30 |
970 |
Макдоннелл-Дуглас F-4 |
636 |
Самые распространенные ударные самолеты |
|
Су-24 |
815 |
Су-25 |
524 |
Фэрчайлд Рипаблик А-10 |
366 |
Ту-22М |
176 |
Харбин Н-6 |
150 |
Боинг В-52 |
92 |
Рокуэлл В-1В |
83 |
Ту-95 |
64 |
Нортроп Грумман В-2А |
20 |
Ту-160 |
16 |
Белл AB205/212/UH-1 |
2689 |
Сикорский S-70/H-60 |
2568 |
Ми-8/17 |
2309 |
Ми-24/35 |
1540 |
Белл АВ206/ОН-58 |
1394 |
Боинг АН-64 |
988 |
Боинг СН-47 |
811 |
Ми-2 |
605 |
Белл АН-1 |
550 |
MD Геликоптерс MD500/530 |
459 |
Самые распространенные транспортные самолеты |
|
Локхид Мартин C-130/L-100 |
1305 |
Боинг КС-135 |
491 |
Бичкрафт «Кинг Эйр» |
482 |
Ил-76/78 |
418 |
Ан-24/26 |
387 |
Ан-12 |
199 |
Боинг С-17 |
192 |
Ан-32 |
168 |
IPTN - CASA CN-235 |
167 |
CASA С-212 |
162 |