Оглавление

США

РАЗРАБОТКА ГИПЕРЗВУКОВОЙ АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ HYFLY

Фирма «Боинг» получила контракт стоимостью 18.3 млн. долл. на проведение летом 2010 г. третьего испытательного полета демонстрационной гиперзвуковой авиационной ракеты HyFly, оснащенной углеводородным ПВРД DCR (Dual Combustion Ramjet). По словам директора отделения перспективных ракетных систем и вооружений фирмы «Боинг» Карла Авилы, двигатель DCR способен разогнать ракету до скорости, соответствующей числу М=6, и обеспечить полет с такой скоростью в течение некоторого времени.

К. Авила отметил, что разработка ракетной системы с подобными характеристиками станет «революцией в области авиационного оружия», предназначенного для быстрого поражения целей, которые находятся на расстоянии в сотни миль. Он уверен, что до появления высокоскоростного оружия, пригодного для боевого применения, осталось сделать «небольшой шаг».

Проведенные ранее два испытательных полета были успешными лишь частично, но позволили получить информацию, которая, как полагают, обеспечит успех третьего испытания. Первый полет состоялся в сентябре 2007 г. После отделения ускорителя произошли сброс обтекателя воздухозаборника ПВРД DCR и запуск двигателя. Однако из-за сбоя в работе программного обеспечения в системе управления силовой установкой разгон ракеты до требуемой скорости (М = 6) не состоялся. Второй полет был выполнен в январе 2008 г. С помощью ускорителя ракета HyFly достигла скорости, соответствующей числу М = 3.5. Отделение разгонного блока и сброс обтекателя воздухозаборника двигателя прошли в штатном режиме, однако ПВРД не включился из-за разрыва топливной магистрали.

News09008.jpg

Ракета HyFly в время летных испытаний под крылом F-15

Ракеты запускались с летающей лаборатории Боинг F-15E, совершавшей полет с околозвуковой скоростью (М = 0,95) на высоте 12200 м над морским полигоном Центра воздушных операций ВМС США в Пойнт-Мугу (шт. Калифорния).

Главным исполнителем работ по программе создания гиперзвуковой ракеты HyFly является фирма «Боинг». За разработку ПВРД DCR отвечает фирма «Аэроджет» (г. Сакраменто, шт. Калифорния). В проекте принимает участие ряд государственных организаций, в частности Управление исследованиями в области военно-морской техники (ONR), лаборатория прикладной физики Университета им. Джона Гопкинса и др.

Программа создания гиперзвуковой ракеты HyFly началась в 2002 г. по инициативе DARPA и ONR. Углеводородный двигатель DCR успешно прошел испытания в гиперзвуковой аэродинамической трубе, где моделировались условия полета со скоростью, соответствующей числу М=6.5 на высоте 27400 м. Отработка самой ракеты выполнялась на моделях, которые запускались с помощью двухступенчатых метеорологических ракет «Терьер-Орион». Во время этих испытаний, проводимых по программе FASTT (Freeflight Atmospheric Scramjet Test Technique), модели разгонялись до числа М=6 на высоте 18300 м. В декабре 2005 г. модель, выполненная в масштабе 1:5, в течение 15 с совершила на высоте 19200 м полет со скоростью 5815 км/ч.

Первый испытательный полет ракеты HyFly без работающего ПВРД состоялся в январе 2005 г. В ходе полета проверялись возможность безопасного отделения ракеты от самолета-носителя F-15E и работа системы управления. Во втором испытательном полете (август 2005 г.) с помощью ускорителя ракета разогналась до скорости, соответствующей числу М=3.

В случае успешного выполнения программы HyFly предполагается разработка гиперзвуковых ракет авиационного и морского базирования с дальностью полета 1100 км (М=6) или 1500 км(М=4).

НОРВЕГИЯ

РЕШЕНИЕ О ПОКУПКЕ УДАРНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ F-35A «ЛАЙТНИНГ» II

В конце 2008 г. Министерство обороны Норвегии рекомендовало правительству выбрать ударный истребитель Локхид Мартин F-35A «Лайтнинг» II в качестве замены старых истребителей Локхид F-16A/B. Комментируя рекомендацию, министр обороны заявил: «Самолет F-35JSF является единственным кандидатом, полностью отвечающим требованиям норвежского правительства. Его выбор обеспечит значительную экономию средств по сравнению с конкурентом — шведским истребителем SAAB JAS 39 «Грипен» NG». Государственный секретарь по обороне Норвегии сказал, что по основным критериям (задачи ПВО, ударные операции по наземным целям и разведка) самолет F-35A «однозначно превосходит самолет JAS 39».

Приобретение 48 самолетов F-35A, по словам министра обороны, обойдется Норвегии в 2,5 млрд. долл., еще около 20 млрд. долл. будет затрачено на поддержание в боеспособном состоянии парка этих истребителей в течении 30-летнего периода. Покупка и эксплуатация в течение 30 лет аналогичного числа самолетов «Грипен» NG обойдется дороже на 0,83 и 2,7 - 4,1 млрд. долл. соответственно. Более того, специалисты министерства обороны считают, что истребитель «Грипен» NG уступает самолету F-35A по трем ключевым параметрам: малой заметности, характеристикам бортовых средств обнаружения и возможностям средств РЭБ.

Проигрыш в норвежском конкурсе явился «чувствительным ударом» для фирмы SAAB, поскольку самолет «Грипен» NG конкурирует против истребителя F-35A на конкурсах в Дании и Нидерландах. Исполнительный директор фирмы SAAB Эке Свенсон сказал: «Я разочарован и удивлен решением норвежского правительства, так как наш истребитель полностью соответствовал техническим и ценовым требованиям».

В тот момент, когда данный материал готовился к печати, решение о закупке самолетов F-35A еще не было утверждено норвежским парламентом. В случае положительного решения поставки истребителей для ВВС Норвегии планируется осуществить в 2016 - 2020 гг.

Оглавление

Hosted by uCoz