Оглавление

Эволюция взглядов на военное применение БПЛА

Недавно стало известно, что в апреле 2009 г. заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов генерал Джеймс Картрайт (James Cartwright) заявил о том, что исходя из опыта локальных войн и конфликтов последнего времени, часть боевых заданий, выполняемых истребителями Боинг F-15 и Локхид Мартин F-16, планируется передать ударно-разведывательным БПЛА Дженерал Атомикс MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер». В результате можно вывести из эксплуатации около 250 истребителей бомбардировщиков с наиболее выработанным ресурсом. Начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц (Norton Schwartz) сообщил, что доля БПЛА в парке боевой авиации станет «неуклонно увеличиваться». В 2010 г. предполагается опубликовать очередной четырехлетний план развития вооруженных сил США (QDR), где должны быть даны ответы на ряд важнейших вопросов. Например, будет ли бомбардировщик нового поколения NGB пилотируемым или беспилотным, начнется ли программа разработки перспективного ударно-разведывательного БПЛА MQ-X, предназначенного для замены аппаратов «Предейтор» и «Рипер».

В последние годы круг задач, выполняемых БПЛА, значительно расширился, в частности функции тактической высотной разведки были практически полностью переданы от пилотируемых самолетов Локхид U-2 к высотным БПЛА Нортроп Грумман RQ-4 «Глоубал Хоук». В ближайшем будущем парк БПЛА в составе американских ВВС станет насчитывать сотни аппаратов, способных выполнять удары по наземным целям, осуществлять непосредственную поддержку сухопутных войск, вести операции РЭБ и решать другие задачи, суть которых засекречена.

Для того чтобы отразить системный подход к созданию парка беспилотных аппаратов, включающего в себя летательные аппараты и средства наземного обеспечения, в Министерстве обороны США перешли от термина «беспилотный летательный аппарат» (UAV) к термину «беспилотная авиационная система» (UAS). H. Шварц заявил: «Мы сможем обеспечивать присутствие летательных аппаратов в течение 24 ч, при этом человек будет находиться не на борту летательного аппарата, а на земле».

News09041.jpg

БПЛА «Моно Тилтротор»

БПЛА используются в основном для круглосуточной разведки и наблюдения. В отдаленной перспективе ВВС планируют интегрировать беспилотные аппараты во все виды воздушных операций. В настоящее время завершается подготовка долгосрочного плана развития беспилотных авиационных систем (БАС) до 2047 г., в котором предусмотрены выработка требований к перспективным беспилотным системам, информирование представителей промышленности и науки о планах ВВС и формирование системы подготовки кадров. В документе под названием «UAS Flight Plan 2008 - 2047» будут определены типовые боевые задачи, выполнение которых считается оптимальным для пилотируемых и беспилотных боевых летательных платформ.

Находящиеся на вооружении ВВС беспилотные аппараты имеют довольно своеобразное происхождение: ни один из них не создавался под конкретные требования. БПЛА «Глоубал Хоук» и «Предейтор» являлись изначально технологическими демонстраторами, в оперативном порядке запущенными в серийное производство для обеспечения насущных потребностей вооруженных сил. БПЛА «Рипер» является частной инициативой фирмы «Дженерал Ато-микс». Он поступил на вооружение после непродолжительных и весьма поверхностных летных испытаний.

В связи с этим, заместитель директора департамента по беспилотной технике министерства обороны Дайк Уэзерингтон (Dyke Weatherington) усиленно настаивает, чтобы командование ВВС поскорее выработало требования к БПЛА нового поколения MQ-X, обозначив в них желательные приоритеты, стоимостные и временные рамки программы. В настоящее время составлен ориентировочный список заданий, которые должен выполнять будущий БПЛА. Этим списком предусматриваются операции РЭБ, подавление средств ПВО, уничтожение наземных средств обороны противника, непосредственная поддержка войск, заправка самолетов и вертолетов в полете, решение отдельных задач ПВО и ПРО. Транспортный БПЛА MQ-L, по размерам идентичный тактическому военно-транспортному самолету типа Локхид Мартин С-130, предназначен для грузовых перевозок, заправки летательных аппаратов в полете и выполнения стратегических точечных ударов в глубоком тылу противника. Аппараты MQ-X и MQ-L должны быть приспособлены к совместным действиям с пилотируемыми самолетами.

Рассматривается возможность боевого применения перспективного БПЛА в качестве «роботизированного» ведомого, работающего в паре с пилотируемым боевым самолетом. Считается, что комплекс БРЭО истребителя 5-го поколения Локхид Мартин F-22A «Рэптор» позволит одновременно управлять четырьмя БПЛА, выполняющими при нем функцию «склада вооружений» и «приманки для ракет».

Оглавление

Hosted by uCoz