Оглавление

Rafal014.jpg

Истребитель «Рафаль» (вид спереди)

Rafal015.jpg

Палубный истребитель «Рафаль» М

Rafal016.jpg Rafal017.jpg
Истребитель «Рафаль» М во время посадки на палубу авианосца Тормозной гак на истребителе «Рафаль» М

В начале ноября 1993 г. начались полеты второго опытного истребителя «Рафаль» М (М02). Он использовался для отработки навигационной системы и комплекса оружия, а также для проверки эксплуатационно-технических процедур в условиях базирования на палубе авианосца. В январе-феврале 1994 г. он совместно с самолетом М01 выполнял полеты с борта авианосца «Фош». В октябре 1994 г. истребитель М02 снова базировался на авианосце. За три недели он совершил 28 полетов, включая два ночных. В феврале 1996 г. для участия в авиационно-космической выставке в Сингапуре перелетел из Истра, преодолев расстояние почти 11670 км за 15 ч.

Самолеты М02 и В01 участвовали в испытаниях новых комплексов авионики, соответствующих стандартам F2 и F3. 6 июля 1999 г. осуществил посадку на палубу атомного авианосца «Шарль де Голль» (первую посадку на этот корабль сделал истребитель «Супер Этандар».

Одноместный палубный истребитель «Рафаль» М сохранил высокую степень общности с самолетом «Рафаль» С, хотя в его конструкцию внесли различные изменения, необходимые для корабельной эксплуатации. При этом крыло оставили нескладывающимся. С одной стороны, это дало экономию в массе конструкции, но с другой стороны ограничило число базирующихся самолетов. Однако больших проблем это не вызвало, так как по размерам авианосец «Шарль де Голль» превосходит находившиеся ранее в составе ВМС Франции авианосцы «Фош» и «Клемансо».

После тщательных оценок руководство ВМС Франции приняло решение включить в план закупок двухместный палубный истребитель «Рафаль» N (известен также под обозначением «Рафаль» ВМ). Решение о разработке самолета было принято в сентябре 2000 г., а в декабре 2002 г. фирма «Дассо Авиасьон» получила контракт на постройку опытного истребителя. Первый полет планировался на 2006 г. Предполагалось поставить 35 самолетов «Рафаль» N, начиная с 2012 г.

Он должен был иметь очень высокую степень общности (85%) с одноместным истребителем «Рафаль» М. Масса конструкции была на 250 кг больше, а масса топлива сократилась с 4485 до 4700 кг. Чтобы найти в фюзеляже (и без того уплотненном) место для размещения дополнительного топливного бака (с целью компенсации уменьшения запаса топлива) пришлось отказаться от встроенной пушки. Оказалось также, что конструкция планера требует серьезной доработки из-за размещения второй кабины экипажа. В результате в сентябре 2004 г. от проекта самолета «Рафаль» N пришлось отказаться.

Оглавление

Hosted by uCoz