Оглавление

Несмотря на то, что истребители «Рафаль» С и М проектировались и испытывались практически одновременно, первым в серийное производство поступил палубный вариант. 7 июля 1999 г. серийный истребитель «Рафаль» М поступил на летные испытания, а 20 июля 2000 г. самолет был передан эскадрилье морской авиации 12F для эксплуатационных испытаний. Непосредственное принятие самолета на вооружение ВМС состоялось в 2002 г.

Первый серийный истребитель для ВВС Франции (в варианте «Рафаль» В) был готов в июле 1999 г. Из-за необходимости доработки сухопутного самолета пришлось проводить длительную программу дополнительных испытаний. Для этого в 2004 г. три самолета «Рафаль» В прибыли в испытательный центр СЕАМ в Мон-де-Марсане. Только летом 2006 г. в составе ВВС была сформирована первая эскадрилья ЕС 1/7 в составе 10 истребителей. Окончательное принятие самолетов «Рафаль» С и В на вооружение состоялось в 2007 г.

«Рафаль» в настоящее время считается одним из самых эффективных истребителей на мировом рынке. За счет постоянного совершенствования авионики и бортовой РЛС самолет по своим летно-техническим характеристикам и информационным возможностям приблизился к уровню истребителей поколения «4+». Пути дальнейшего развития самолета фирма «Дассо Авиасьон» видит в применении авионики нового поколения и двигателей М88-3. Это даст возможность самолету еще в большей степени приблизиться к истребителям 5-го поколения и в перспективе превратиться в серьезного конкурента на внешнем рынке.

Фирма «Дассо Авиасьон» предпринимает большие усилия по доработке истребителя «Рафаль» с целью уменьшения его радиолокационной заметности. В частности, изучаются специальные «малозаметные» обтекатели, которые будут закрывать вооружение, размещенное на внешних подвесках, и отстреливаться перед сбросом оружия.

В 1988 г. Министерство обороны Франции сообщило, что на программу разработки истребителя «Рафаль» потребуется 32 млрд. франков. Фирмы «Дассо-Бреге» и Snecma должны были вложить около 8 млрд. франков, а другие подрядчики - 5 млрд. франков. С учетом серийного производства полная стоимость программы первоначально составляла 155 млрд. франков. Со временем она стала расти (что характерно практически для всех программ создания военной техники): в 1993 г. она равнялась 178 млрд. франков, в 1995 г. - 198,4 млрд. франков, в 1996 г. - 202,37 млрд. франков, а в 1999 г. - 320 млрд. франков. В 2005 г. полная стоимость программы (с учетом НИОКР и постройки 234 серийных самолетов) составляла 26,4 млрд. евро. Цена одного истребителя около 50 млн. евро.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Истребитель «Рафаль» выполнен по схеме «утка» со среднерасположенным треугольным крылом, цельноповоротным ПГО и двумя ТРДДФ.

Крыло оснащено односекционными элевонами и двухсекционными предкрылками. В основном оно изготовлено из углепластиков. Предкрылки выполнены из титановых сплавов, а обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и законцовки консолей - из «кевлара». Поверхности ПГО изготовлены из титана методом сверхпластичного формования и диффузионной сварки. Конструкция фюзеляжа на 50% сделана из углепластиков; боковые панели обшивки выполнены из алюминиево-литиевых сплавов. Всего в конструкции планера истребителя «Рафаль» на долю композиционных материалов приходится 25% по массе и 20% по площади. В результате массу планера удалось уменьшить на 300 кг.

Rafal018.jpg

Передняя опора шасси на палубном истребителе «Рафаль» М

Палубный самолет «Рафаль» М отличается усиленной конструкцией планера и шасси, наличием тормозного гака под хвостовой частью фюзеляжа, встроенной выдвижной лестницей для посадки в кабину и т. д. На конце киля разместилась система «Телемир», обеспечивающая обмен данными между инерциальной навигационной системой самолета и навигационным оборудованием авианосца. Истребитель также оснащен микроволновой системой автоматической посадки на палубу. В результате всех конструктивных доработок истребитель «Рафаль» М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет «Рафаль» С.

Rafal019.jpg Rafal020.jpg
Фонарь кабина экипажа истребителя «Рафаль» С Катапультное кресло Мартин-Бейкер Мк. 16

Оглавление

Hosted by uCoz