Оглавление

«РУССКИЕ ЛЕТЯТ...»

Валерий АНИСИМОВ

К 100-летию полета первого отечественного самолета

Ранее статья на эту же тему.

RuAv100018.jpg Валерий АНИСИМОВ

Известный журналист, участник перелета из Москвы в Австралию на легкомоторных самолетах, автор многосерийного документального фильма и одноименной книги «Русские летят»

 

 

На протяжении всей истории человечества людей не покидала мечта научиться летать, как птицы. Подъемы в небо на воздушных шарах не шли ни в какое сравнение с вольным полетом, который могли обеспечить лишь крылья. Однако до начала XX века реализовать эту мечту не удавалось. Сказывалось не только отсутствие эффективного движителя, но и полная неясность в вопросах устойчивости и управляемости крылатых летательных аппаратов.

В 1898 году выдающийся русский ученый Николай Егорович Жуковский отмечал в одной из своих работ: «Проще прибавить двигатель к хорошо изученной скользящей летательной машине, нежели сесть на машину, которая никогда не летала».

RuAv100002.jpg RuAv100001.jpg
Полет А. Туполева на балансирном планере, 1909 г. Самолет А.С. Кудашева

Под «скользящей машиной» Жуковский подразумевал планёр. А через пять лет после вывода русского ученого американцы братья Райт воплотили его идею в реальность, установив легкий бензиновый двигатель на отработанный в многочисленных полетах планёр. Так появился знаменитый «Флайер» - первый в мире самолет, совершивший устойчивый управляемый полет. Это произошло 17 декабря 1903 года.

Когда к мнению теоретика из России и практиков из США присоединились другие разработчики машин «тяжелее воздуха», в небо поднялись десятки самолетов, управляемых пилотами Старого Света.

В Европе центром воздухоплавания стала Франция. Со временем в печати замелькали новые названия самолетов: «Вуазен», «Фарман», «Блерио». Все они обладали удачным сочетанием характеристик устойчивости и управляемости, удобной системой пилотирования, значительным запасом мощности для маневров.

Человечество оторвалось от земли и полетело.

Не остались в стороне и российские авиаторы.

В 1908 году совершили полеты на планерах типа биплан А. Шиуков и Б. Россинский. За ними в московское небо поднялись студенты Императорского технического училища. С полета на безмоторном аппарате начали свою жизнь в авиации наши знаменитые конструкторы А. Туполев и Б. Юрьев.

А первым русским летчиком, покорившим самолет, стал велогонщик, двукратный чемпион России по мотогонкам, электрик железнодорожного телеграфа Михаил Ефимов. Он пришел в авиацию... по контракту. Именно на нем остановили свой выбор вице-президент Одесского аэроклуба Анатра и банкир Ксидиас, решившие однажды направить свои капиталы на развитие весьма доходного и перспективного дела - демонстрационные воздушные полеты.

Оглавление