Оглавление

RuAv100004.jpg RuAv100005.jpg
Самолет Ю. Кремпа, 1909 г.
RuAv100006.jpg
Русские летчики Н. Попов и М. Ефимов на обучении во Франции, 1910 т. С. Гризодубов у своего самолета

 

Отправленный по контракту на учебу во Францию и определенный в школу Анри Фармана, Михаил Ефимов в январе 1910 года с отличием сдал экзамен на звание пилота и стал инструктором по обучению пилотажу... офицеров французской армии. Хозяин школы решил готовить русского летчика к побитию мирового рекорда американца Орвила Райта по длительности полета с пассажиром. И такой полет вскоре состоялся. Вместе с М. Ефимовым в воздух поднялся издатель журнала «Спортивная жизнь» Эмброс.

На следующий после установления рекорда день Михаил Ефимов стал мировой знаменитостью. Посыпались соблазнительные предложения. Казалось бы, оставалось только летать и прославлять Россию. Но контракт есть контракт. С момента его заключения летчик оставался в течение трех лет «собственностью» Анатры и Ксидиаса, а в случае нарушения условий договоренности должен был выплатить огромный штраф.

И вот уже хозяева потребовали возвращения Ефимова в Одессу. А в это время летчик получил заманчивое предложение принять участие в крупнейших авиационных соревнованиях в Ницце. Такое предложение впервые было сделано русскому летчику.

Выручил Ефимова Фарман. Мудрый Анри убил двух зайцев: дал в долг лучшему инструктору парижской авиационной школы крупную сумму денег для расторжения в России кабального договора, но обязал при этом летать в Ницце на своем новом самолете.

На Родину Михаил вернулся, заключив временное соглашение на один показательный полет в Одессе. При этом он расторгнул контракт, выплатив наличными всю сумму «неустойки».

А 21 марта (8 марта по старому стилю) 1910 года Ефимов великолепно отлетал показательную программу над одесским ипподромом. С тех пор этот день стал памятным не только для него, но и для всей России как день первого полета русского летчика в родном небе.

Следующий взлет Ефимова - легендарный уже в рамках всей мировой авиации - состоялся на соревнованиях в Ницце. Здесь русский летчик стал абсолютным победителем: он завоевал призы за продолжительность полета, за наивысшую скорость, за самый короткий разбег на взлете без пассажира и с пассажиром, за общее расстояние, преодоленное во время состязаний (960 км). Сумма завоеванных М. Ефимовым призов составила 77 тысяч франков, что позволило не только вернуть долг Фарману, но и получить независимость, к которой он так стремился.

С этого момента Михаил Ефимов - летчик-эталон, на которого стали равняться русские пилоты, осваивавшие непроторенные еще дороги в небо.

А вскоре в России появились и первые отечественные самолеты.

Историкам и любителям авиации известны аппараты, построенные А. Уфимцевым, Ю. Кремпом и другими энтузиастами.

По образцу биплана братьев Райт соорудил самолет инженер Степан Гризодубов. Любопытно, что строил он свой аппарат, имея лишь несколько кусочков кинопленки с кадрами о полете американцев.

Оглавление