Оглавление

Su25Gen034.jpg

Момент посадки Т8- 1Д. На законцовках крыльев уже установлены гондолы тормозных щитков (односекционные)

В период с 16 по 18 апреля 1980 года испытательная группа перебазировалась в ДРА на высокогорный аэродром Шинданд. Поскольку в команде, испытывавшей Су-25, летчиков было 4 человека, то они летали по двое: ведущий — Н.Ф. Садовников, ведомый — А.А. Иванов от ОКБ П.О. Сухого и В.В. Соловьев и В.Н. Музыка от ГНИКИ ВВС.

На этих двух самолетах было выполнено 100 испытательных полетов, в т.ч. — 44 боевых. Одновременно на аэродроме Шинданд находилась часть самолетов Су-17 под командованием подполковника Горбенко, которые прикрывали Су-25 во время их участия в боевых вылетах.

После первых полетов и постепенного привыкания летчиков к горным условиям было решено перейти к испытаниям по применению вооружения с самолетов Су-25. Но здесь не было, как на полигонах, соответствующего «креста», по которому обычно пилоты отрабатывают стрельбу и бомбометание. И первое время приходилось работать по каменным целям, веря на слово оценкам летчиков. Позднее был найден танковый полигон с кругом и крестом, где и проводилось бомбометание и стрельба НУРСами и из пушек и где была возможность проверки результатов.

Su25Gen035.jpg Su25Gen032.jpg

Самолет Т8-4 с эмблемой Тбилисского авиазавода "витязь в тигровой шкуре"

Самолет Т8-10

На второй неделе пребывания группы в ДРА командование дивизии, на территории которой располагался аэродром Шинданд, стало привлекать самолеты Су-25 для боевых действий. Первоначально это были разведывательные полеты, с применением оружия по движущимся группам моджахедов с оружием. У специалистов по вооружению из ГНИКИ возникла идея проверить, как сработает авиабомба объемно-детонирующего действия в условиях высокогорья. В одном из полетов с применением ОДАБ раздался оглушительный взрыв, и в воздух поднялось черное облако. Как потом доложили пехотинцы, бомба угодила в склад с боеприпасами, который мгновенно «взлетел на воздух».

В канун 9-го мая проводилась большая операция под городом Фарах, которая получила впоследствии название Фарахской.

Пехота наткнулась на укрепрайон в горном ущелье. Подход к нему был заминирован (на минах подорвались две БМП) и пехоту встретил сильный огонь противника. А на каждом изломе дна ущелья находились ДОТы.

Тогда были вызваны самолеты Су-25. Штурмовики действовали под прикрытием самолетов Су-17, при этом Су-17 становились в круг и барражировали вокруг района, а Су-25 атаковали. Самолеты заходили с вершины горы, и ныряли в ущелье, в тыл врагу. Огонь корректировали с земли и с вертолетов. Работали по укрепрайону три дня, совершая по 4 вылета в день на пару летчиков (всего восемь вылетов в день), используя фугасные и бетонобойные бомбы и НУРСы. После такой обработки ущелья пехота взяла укрепрайон без единого выстрела.

Кроме Фарахской операции Су-25 привлекались для других боевых действий, но менее масштабных по сравнению с нею. В частности, в одном из вылетов были уничтожены два замаскированных в глиняных дувалах «трофейных» танка, в другом случае были уничтожены машины моджахедов. Летчики также совершали «свободную охоту».

Su25Gen033.jpg

Вручение почетной грамоты летчику В.В. Соловьеву в честь первого вылета Т8 в Афганистане

Оглавление

Hosted by uCoz