Оглавление

Su2iMod005.jpg

Самолет СЗ-2 М-62

В мае 1937 года был одобрен макет самолета «Иванов» или «Сталинское задание» (СЗ), построенный на заводе №156.

25 июля 1937 года Комитет Обороны (КО) при СНК СССР утвердил план опытного самолетостроения на 1937-1938 годы. Среди прочих заданий, коллективам П.О. Сухого (завод №156), Н.Н. Поликарпова (завод №21) и И.Г. Немана (завод №135) поручалось спроектировать и построить самолеты «Иванов» с мотором М-25 (775 л.с.). Каждый из конструкторов был обязан создать четыре варианта самолета (разведчик, штурмовик, бомбардировщик и сопроводитель). Срок выхода машин на госиспытания - сентябрь 1937 года.

25 августа 1937 года летчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полет на самолете Сухого СЗ-1 с мотором М-62 (1000 л.с.).

К этому времени в КБ Н.Н. Поликарпова, из-за большой загрузки другими работами, наметилось значительное отставание по машине «Иванов», а коллектив И.Г. Немана получил пятимесячную отсрочку, связанную с постройкой самолета ХАИ-5 (Р-10).

Первые полеты выявили хорошую устойчивость и управляемость самолета СЗ-1. Машина оказалась простой и удобной в пилотировании.

18 сентября при выполнении задания по определению горизонтальных скоростей по высотам отказала система уборки и выпуска шасси. Летчик-испытатель М.Ю. Алексеев произвел посадку на правую выпущенную опору, в результате самолет потерпел аварию. Были повреждены: воздушный винт, мотор и задний лонжерон центроплана.

Полеты возобновились 22 ноября 1937 года. С декабря 1937 года по январь 1938 года на самолете проводилась доработка оборудования и установка на лыжное шасси.

В конце января заводские летные испытания были прекращены из-за поломки мотора М-62. Новый мотор установили только в ноябре 1938 года.

25 ноября при выполнении испытательного полета опять вышел из строя мотор, летчик-испытатель завода №156 В.Т. Сахранов сумел посадить самолет без повреждений. После замены мотора началась подготовка самолета СЗ-1 к государственным испытаниям, но последовал запрет на полеты с М-62.

В декабре 1937 года завершилась постройка самолета СЗ-2 с мотором М-62. В начале января 1938 года машину по железной дороге перевезли в Евпаторию для проведения совместных государственных испытаний.

29 января 1938 года летчик-испытатель НИИ ВВС РККА военинженер 2 ранга К.А. Калилец поднял самолет СЗ-2 в воздух. Затем, для подготовки машины к госиспытаниям, в течение трех недель, проводились полеты для подбора винта и доводки винтомоторной группы (ВМГ).

За время государственных испытаний с 21 февраля по 26 марта 1938 года были сняты летные характеристики, выявлены тактические свойства самолета, испытано вооружение и оборудование.

В заключении отчета о государственных испытаниях самолета СЗ-2 отмечалось, что:

«1. Самолет «Иванов» конструкции инженера П.О. Сухого, производства завода №156, удовлетворяет основным ТТТ 1937 года за исключением максимальной скорости на расчетной высоте (403 км/ч вместо 420-430 км/ч) и потолка (7700 м вместо 9000 м).

2.  В отношении максимальных скоростей, огневой мощи, обзора и обороноспособности самолет «Иванов» имеет преимущества перед принятыми на снабжение ВВС РККА самолетами Р-10 и БШ-1.

3.  Путем доводки ВМГ с тем же мотором максимальная скорость должна быть доведена до величины, заданной ТТТ.

4. Модификацией самолета, путем установки более мощного мотора без существенных переделок конструкции, максимальная скорость может быть доведена с М-87 до 450 км/ч, с М-88 до 475-500 км/ч на расчетной высоте.

5.  На основании изложенного самолет может быть рекомендован к серийной постройке взамен самолета Валти, учитывая сходство технологического процесса изготовления деталей...»

После завершения государственных испытаний самолет СЗ-2 отправили на завод №156 для замены мотора М-62, исчерпавшего свой ресурс.

Новый мотор установили только в конце июля. 3 августа 1938 года самолет СЗ-2 потерпел катастрофу из-за отказа мотора М-62.

Оглавление