Оглавление

Su2iMod017.jpg Su2iMod018.jpg
Обтекатель гаргрота Су-2 в поднятом положении Обтекатель гаргрота Су-2 в опущенном положении

В октябре 1941 года, начальник 10ГУ ВВС КА бригинженер Я.Л. Бибиков обращаясь к П.А.Воронину, просил: «...дать указание:

1.  Главному конструктору завода №289 тов. Сухому передать заводу № 135 чертежи на ракетную установку под РС-82 с внесенными в них изменениями по результатам полигонных испытаний.

2.  Директору завода №135 тов. Кузину с 1 ноября с.г. ввести ракетную установку под РС-82 в серию и выпускать все самолеты Су-2 оборудованные этими установками...»

В целях выявления возможности применения самолета Су-2 в качестве разведчика-корректировщика артиллерийского огня, в период с 15 по 19 августа 1941 года на аэродроме НИИ ВВС КА были проведены испытания серийного самолета Су-2 М-88Б производства завода №207. В выводах по результатам испытаний отмечалось, что:

«1. Самолет Су-2, являясь ближним бомбардировщиком, несмотря на некоторые неудобства в наблюдении (передняя полусфера) может быть использован в артиллерийской авиации, для целей разведки противника, аэрофотосъемки и корректуры артогня.

2.   Диапазон скоростей 220-450 км/ч и достаточное вооружение (6 пулеметов), позволяет на самолете Су-2 выполнять артиллерийские задачи, как из своего расположения, так и с залетом в расположение противника.

3.  Для создания большего удобства в работе летнаба и возможностью монтажа на самолете аэрофотоаппаратуры (кроме АФА-13), необходимо внести изменения:
-  установить оптический прицел ОПБ;
- разместить ракетницу с цветными ракетами и планшетный прибор для корректировки артогня ПУАОС.

Кроме того, заменить подвесное сидение летнаба на жесткое откидывающееся сидение с регулировкой по высоте.

Недостатки: правая сторона при длительной работе забрызгивается маслом ...»

В сентябре по распоряжению П.А. Воронина завод №207 начал поставку в войска самолетов Су-2, оборудованных в варианте разведчика и корректировщика артиллерийского огня. До начала эвакуации завод №207 передал в части 18 машин.

В начале октября, в связи с приближением фронта к Москве, началась эвакуация столичных предприятий и учреждений. Завод №289 был эвакуирован в г. Молотов (Пермь) и объединен с эвакуированным заводом №135, в состав которого входили эвакуированные заводы №№207, 450, 472, 480.

19 ноября 1941 года ГКО СССР принял постановление, согласно которому заводу №135 надлежало приступить к серийному выпуску бронированного штурмовика Ил-2 М-82 с 15 февраля 1942 года. Вместе с тем заводу №135 разрешалось изготовить некоторое количество самолетов Су-2, ограниченное имеющимся заделом. В результате завод изготовил в декабре 1941 года 15 самолетов Су-2, а в январе-феврале 1942 года - 40. Из них - 36 с мотором М-82, 2 - с М-88, 2 - М-89.

Всего же за 1941 год завод №135 выпустил 625 самолетов Су-2, при плане 1068; завод №207 - 89, при плане 115; завод №31 - 4 самолета.

По данным ГУ ВВС КА с 22 июня по 23 декабря 1941 года потери самолетов Су-2 составили 205 единиц. Из них: сбиты в воздушных боях - 50; сбиты зенитной артиллерией - 14; уничтожены на аэродромах - 9; не вернулись с боевого задания - 103; небоевые потери - 29.

Постановлением ГКО СССР от 21 января 1942 года завод №135 был расформирован, а специалисты и оборудование распределены по заводам №№23, 30, 381.

По решению НКАП завод №289 начал восстанавливаться как самостоятельная хозяйственная единица.

25 февраля 1942 года на государственные испытания предъявили серийный самолет Су-2 М-82 №15116.

До 24 апреля летчик-испытатель НИИ ВВС КА капитан С.М. Коробов выполнил на самолете 35 полетов, из них 23 с лыжным шасси. Общий налет составил 22 часа 15 минут.

В выводах отчета по госиспытаниям отмечалось, что: «Установка на самолет Су-2 мотора М-82 с номинальной мощностью у земли 1400 л.с, взамен ранее стоявшего мотора М-88Б с номинальной мощностью у земли 950 л. с, значительно повысила летные данные самолета...»

Вместе с тем был выявлен ряд недостатков как по самолету, так и по силовой установке.

В марте-июне 1 942 года самолеты Су-2 с моторами М-82 были подвергнуты испытаниям в боевых условиях. По оценке летного состава: «Самолет Су-2 М-82 по своим летным качествам значительно превосходит такой же самолет с М-88 как по скорости, маневренности, так и бомбовой нагрузке.

... Мотор М-82 обеднение смазкой его трущихся деталей выносит достаточно надежно. В случае повреждения маслосистемы, полет в течение 2-3 минут без давления не влечет за собой разрушение мотора...»

Оглавление