В полете первые два прототипа LCA
![]() |
![]() |
Испытания локатора для LCA на ВАе-748 | Локатор для LCA |
На рубеже 1980 - 1990-х годов обсуждались и возможные изменения «стратегии» дальнейшей реализации программы LCA. В частности, предлагалось в максимально короткий срок и с минимальными затратами создать упрощенный вариант этого истребителя, не имеющий ряда планировавшихся ранее технических усовершенствований. И лишь на втором этапе программы, после запуска в серию упрощенного варианта, предполагалось приступить к широкомасштабным работам над «полноценным» LCA. При этом часть эскадрилий ВВС, которые ранее намечалось переоснастить самолетами LCA, теперь должны были перевооружаться модернизированными МиГ-21. Интересно, что сегодня мы наблюдаем воплощение в жизнь как раз такого варианта: 125 МиГ-21 UPG поступили на вооружение индийских ВВС, заполнив часть «ниши» LCA. Тем временем в 1993 году индийское правительство, наконец, санкционировало начало постройки летно-демонстрационного (экспериментального) образца самолета LCA. В мае 1995 года приступили к изготовлению его фюзеляжа, а в декабре -крыла, выполненного из углепластика. Торжественная выкатка LCATD-1 (технологический демонстратор первый) состоялась 17 ноября 1996 года, с отставанием от графика на девять месяцев. Однако доводка машины затянулась, и лишь в апреле 1997 года летчик-испытатель Ракеш Шарма (кстати, первый индийский космонавт, совершивший полет на советской орбитальной станции «Мир») приступил к наземным испытаниям самолета.
4 января 2001 года состоялся первый полет истребителя LCA, впоследствии получившего название «Теджас» (Tejas — «Бриллиант»). 1 августа 2003 года эта машина впервые превысила скорость звука.
14 августа 1998 года из сборочного цеха был выкачен второй опытный самолет, TD-2. Как и TD-1, он был оснащен американским двигателем F404-GE-F2J3. Его летные испытания начались лишь в 2002 году.
Первая публичная демонстрация TD-1 и TD-2 состоялась на международном аэрокосмическом салоне «Эйр Индия 2003», проходившем на авиабазе Елаханка (близ Бангалора) 5-9 сентября 2003 года (на этом историческом для индийской авиации событии присутствовал и автор данных строк). Полет LCA вызвал чувство законной гордости у индусов. Многие из посетивших выставку жителей Бангалора работали в авиационной промышленности, поэтому полеты новых истребителей воспринимались ими и как свое, личное достижение.