Оглавление

Tedzhas018.jpg

Кабина самолета "ограниченной серии"

Рассмотрим технические особенности и расчетные характеристики первого серийного индийского сверхзвукового самолета - «Теджас» Мк.1.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с высокорасположенным треугольным крылом, имеющим переменную стреловидность по передней кромке, однокилевым вертикальным оперением и одним ТРДДФ, установленным в хвостовой части фюзеляжа. Статическая устойчивость самолета уменьшена.

Утверждается, что аэродинамическая компоновка самолета обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление, малую удельную нагрузку на крыло, высокие угловые скорости по крену, рысканию и тангажу, а также хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Около 43% планера серийного LCA выполнено из композиционных материалов. В частности, обшивка истребителя на 90% изготовлена из КМ. Применение крупногабаритных углепластиковых панелей позволило значительно облегчить конструкцию, а также значительно уменьшить число элементов крепежа - количество заклепок уменьшилось с 10000 (у истребителя аналогичных размеров, имеющего цельнометаллическую клепанную конструкцию) до 5000. Использование композитов позволило отказаться от сверления в обшивке планера около 2000 отверстий (неизбежных при изготовлении обычной цельнометаллической конструкции).

Из КМ изготовлены крыло (лонжероны, нервюры и обшивка), обшивка фюзеляжа и воздухозаборники, а также элевоны, киль, руль направления, воздушные тормоза и щитки ниш шасси. Толщина углепластиковой обшивки колеблется от 2,4 до 2,7 мм. В конструкции планера широко использованы и алюминиево-литиевые, а также титановые сплавы.

Крыло истребителя имеет уменьшенную стреловидность в корневой части, что, как утверждается, сделано из-за стремления обеспечить летчику хороший обзор вперед - вниз. На передней кромке крыла расположен трехсекционный предкрылок, всю заднюю кромку занимают двухсекционные элевоны.

Конструкция крыла (как уже говорилось) почти полностью выполнена из композиционных материалов, из которых изготовлено большинство лонжеронов и стрингеров, а также верхняя и нижняя односекционные панели обшивки, крепящиеся к лонжеронам болтами. В месте сопряжения крыла и фюзеляжа расположены щелевые вихрегенераторы.

Хотя габариты «Теджаса» сведены к минимуму, что, вместе с использованием композиционных материалов, обеспечивает ему малую оптическую и радиолокационную заметность, в конструкции самолета реализован ряд дополнительных мер по снижению ЭПР. Среди них:
-   придание каналам воздухозаборника искривленной Y-образной формы, призванной экранировать лопатки компрессора от прямого радиолокационного визирования;
-   относительно широкое применение радиопоглощающих материалов и покрытий;
-   использование пассивных средств обнаружения и слежения.

Во внутренних топливных баках самолета размещается, в общей сложности, 3000 л топлива. Под крылом и фюзеляжем могут устанавливаться пять подвесных топливных баков емкостью по 800 или 1200 л. В перспективе подфюзеляжный ПТБ планировалось заменить конформным подвесным баком такой же емкости, создающим значительно меньшее аэродинамическое сопротивление и обеспечивающим меньшую ЭПР.

С правой стороны фюзеляжа, у козырька остекления кабины, монтируется неубирающийся Г-образный топливоприемник системы дозаправки в полете.

Самолет, имеющий уменьшенную статическую устойчивость, оснащен цифровой четырехканальной электронной дистанционной системой управления (ЭДСУ) фирмы Мартин Мариетта с повышенным уровнем защиты от внешних электромагнитных воздействий. Дублирующих аналоговых или механических систем на борту не имеется.

Основу комплекса бортового радиоэлектронного оборудования составляет дублированная БЦВМ (32 бит, язык программирования Ада), интегрированная с другими элементами БРЭО и вооружением посредством трех цифровых шин данных, соответствующих стандарту MIL-STD-1553В.

В носовой части фюзеляжа размещена многофункциональная когерентная импульсно-доплеровская БРЛС MMR (Multi Mode Radar), разработанная на основе радиолокационной станции Эрикссон PS-05/A. Станция способна сопровождать на проходе до 10 воздушных целей, выделять среди них две наиболее приоритетных и обеспечивать применение двух ракет класса «воздух-воздух» с активным радиолокационным самонаведением по одной из целей. В режиме «воздух-земля» БРЛС осуществляет картографирование местности, обеспечивает обнаружение малоразмерных целей, применение по ним бортовых средств поражения, а также полет в режиме огибания рельефа местности и облета наземных препятствий. Полотно щелевой антенны имеет малую массу - менее 5 кг. Разработка станции выполнялась фирмой HAL совместно с организацией ERDE (Electronics Radar Development Establishment).

Помимо БРЛС (основного бортового информационного средства) самолет может оснащаться подвесным многоканальным (тепловизионный, телевизионный, лазерный) контейнером «Лайтнинг», испытанным на борту одного из самолетов LCA в 2007 году.

Самолет имеет современное, соответствующее требованиям к авиационным комплексам поколения «4+», информационно-управляющим поле кабины летчика. Основу его составляют два жидкокристаллических многофункциональных полноцветных дисплея (размер экрана - 125x125 мм) с кнопочным обрамлением, а также широкоугольный индикатор на лобовом стекле с топографической оптикой. На двухместном варианте LCA имеется четыре МФИ (форматом 125x125 мм), а также два многофункциональных пульта управления, тоже имеющих жидкокристаллические дисплеи.

Оглавление

Hosted by uCoz