Оглавление

Для ведения ближнего воздушного боя самолет оснащен нашлемным визиром украинского производства. Велись работы по интеграции с авионикой самолета израильского нашлемного прицела-индикатора. Органы управления «Теджаса» выполнены по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать истребитель, не отрывая рук от рычагов управления.

Средства радиоэлектронной борьбы и связи интегрированы с другими элементами авионики в единый бортовой комплекс «Майави» («Фокусник»). Имеется как встроенное оборудование РЭБ (станция обнаружения радиолокационного и лазерного облучения, контейнеры с отстреливаемыми тепловыми ловушками и дипольными отражателями), так и подвесные контейнеры с аппаратурой постановки активных радиолокационных помех.

Самолет оснащен встроенной пушкой ГШ-23Л (23 мм) с боекомплектом 220 снарядов, размещенной под фюзеляжем (аналогично истребителю МиГ-21бис). На семи внешних узлах подвески (шести подкрыльевых и одном подфюзеляфжном), в соответствии с первоначальным проектом, могло располагаться разнообразное вооружение общей массой до 4000 кг, включающее ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности (российского, французского и американского производства).

Особенностью системы вооружения самолета является включение в ее состав как российских, так и западных авиационных средств поражения. На специальном (восьмом) подфюзеляжном узле подвески предполагается разместить контейнер «Лайтнинг» с тепловизионной и телевизионной (с высокой степенью разрешения) навигационно-прицельной аппаратурой, а также лазерным дальномером-целеуказателем (что обеспечивает возможность применения КАБ и другого высокоточного оружия без использования внешних средств подсветки).

К ракетам средней дальности, снабженных активной радиолокационной системой самонаведения, относятся российская УР Р-77, а также индийская ракета DRDO ASTRA, которая должна выйти на летные испытания в 2011 году. УР ASTRA 1-го этапа должна иметь максимальную дальность стрельбы, равную 45 км. А более совершенная ракета 2-го этапа должна поражать цели на встречных курсах на дальности до 80 км.

Tedzhas019.jpg

Боевая нагрузка на всех шести пилонах "Теджаса"

Tedzhas020.jpg

Под правым воздухозаборником на виде снизу 23-мм пушка ГШ-23

Ракеты малой дальности с ТГС представлены на «Теджасе» российской Р-73 и французской Матра «Мажик». Оружие класса «воздух-поверхность» включают российские X-59МЭ, Х-59МК, Х-35 и Х-31. Самолет должен нести корректируемые авиабомбы (вплоть до КАБ-1500), НАР, свободнопадающие бомбы и бомбовые кассеты различных типов. Однако на самолете «Теджас» Мк.1 масса и номенклатура вооружения на внешних узлах подвески, видимо, существенно уменьшены.

Первый серийный истребитель, по словам министра обороны Индии, должен быть передан ВВС в 2011 году, а первая эскадрилья из 20 боевых самолетов LCA, как ожидается, должна достичь первоначальной боеготовности в 2012 году.

Казалось, после многих лет задержек, LCA, наконец, вышел на «финишную прямую» и индийские ВВС получили свой «национальный» истребитель. Однако, как выяснилось, оптимизм был преждевременным: осенью 2008 года, со ссылкой на министерство обороны страны, было объявлено, что серийный самолет обладает «избыточной массой». Конкретная величина перетяжеления названа не была, однако можно предположить, что она оказалось весьма существенной. В результате самолеты «Теджас» Мк. 1, как выясняется, обладают заниженными (по сравнению с расчетными) летными характеристиками и не отвечают даже «минимальным требованиям заказчика по боевой нагрузке». Сообщалось, что масса пустого самолета «Теджас» МК.1 превышает расчетную на 1500 кг, т.е. составляет никак не менее 7000 кг (а возможно и больше). Чрезмерное перетяжеление LCA можно объяснить, видимо, слишком оптимистичной верой разработчиков в конструкцию планера из КМ и переоценкой своих сил в умении работать с углепластиком. Возможно, сказалось и перетяжеление «борта», возникшее в процессе проектирования ряда систем.

Оглавление

Hosted by uCoz