Оглавление

Tedzhas021.jpg Tedzhas022.jpg
Сборка двухместного "Теджаса" Вид на оборудование кабины спарки

Таким образом, серийный «Теджас» весит значительно больше, чем его шведский аналог — «Грипен». Это неизбежно повлекло за собой и коррекцию других характеристик истребителя. Так, тяговооруженность истребителя (0,75-0,78 при нормальной взлетной массе) стала несколько меньше, чем у MiG-21 bison. «Просели» маневренность, разгонные характеристики и скороподъемность. Боевая нагрузка в 4000 кг для «Теджаса» Mk.l стала недостижимой. Вероятно, теперь она, в лучшем случае, достигает 1500-2000 кг (не превышая соответствующего параметра МиГ-21). Скорее всего, эти машины стали сравнимы и по критерию «дальность - боевая нагрузка».

В различных источниках указывалось, что максимальная скорость самолета LCA должна соответствовать М=1,6 - 1,8. Однако в ходе испытаний, судя по сообщениям печати, значение М не превысило 1,4. Видимо, эта величина и является максимальной для серийного «Теджаса» нынешнего технического облика.

В результате всех этих разочарований год тому назад МО Индии приняло непростое для себя решение отказаться от дальнейших закупок истребителей «Теджас» Мк.1, ограничив число серийных машин 20 единицами (т.е. одной эскадрильей). Это поставило под удар дальнейшее продолжение всей программы. Можно с высокой долей вероятности предположить, что после подобных задержек и технических провалов любая европейская, американская или российская программы в области военной авиации была бы прекращена. Однако для индусов «Теджас», видимо, все же больше, чем просто самолет. «Сияющий» — это символ обретения их государством полной (или почти полной) независимости в такой важнейшей для национальной обороны области, как военное авиастроение. Для такой страны, как Индия, обладающей древнейшими культурными традициями, огромным человеческим потенциалом и при этом несколько столетий находившейся под колониальной пятой, это имеет не только оборонное, но и политическое значение. Поэтому можно ожидать, что программа LCA, несмотря ни на что, все же будет продолжена и доведена до победного завершения.

Хотя от дальнейших серийных заказов самолетов «Теджас» Mk.l решено воздержаться, индийские ВВС и компания HAL ведут работы над усовершенствованной версией машины - «Теджас» Мк.2. Однако новые контракты с агентством ADA на серийное производство будут заключены лишь после того, как станет очевидно, что этот самолет удовлетворяет минимальным требованиям военно-воздушных сил страны.

Предполагается, что в конструкции самолета «Теджас» Мк.2 будет реализован ряд усовершенствований, направленных на оптимизацию аэродинамических характеристик и массы планера. Предполагается и замена некоторых элементов конструкции, в частности - шасси (что косвенно свидетельствует о значительном возрастании массы «Теджаса» Мк.2). Однако наиболее существенной частью модернизации должна явиться установка на истребитель нового, более мощного двигателя, выбранного в рамках международного конкурса.

Интересно отметить тот факт, что еще осенью 2008 года, с явным прицелом на «Тедаса», на выставке в Бангалоре украинским ГП «Ивченко-Прогресс» была представлена первая информация о проекте ТРДДФ АИ-9500Ф тягой 9500/10900 кгс и массой 1060 кг. Как знать, возможно, Украина попытается продвинуть этот «мотор» в качестве совместной, украино-индийской разработки в рамках работ по дальнейшей модернизации индийского истребителя.

Еще одним принципиальным отличием «Теджаса» Мк.2 от Мк.1 может стать и новый радиолокационный комплекс. К 2004 году, после многих лет задержек, были построены две опытные радиолокационные станции MMR. Однако в 2006 году стало известно, что работы по созданию этого радара встретились с серьезными проблемами, ставящими под сомнение сроки выполнения программы. Да и сама радиолокационная станция, соответствующая требованиям начала 1990-х годов, во второй половина нынешнего десятилетия уже не могла считаться современной. В 2007 с израильской фирмой Элта было заключено соглашение, предусматривающее оказание индийской стороне помощи в доводке станции. Одновременно начались поиски новой БРЛС, более полно отвечающей требованиям времени.

Оглавление

Hosted by uCoz