Предыдущая Оглавление Следующая

WingOSea134.jpg WingOSea135.jpg
Сброс буя с Ил-38. Атлантический океан, 1975 г. Буй на волнах

Получение информации о подводной обстановке обеспечивают буи трёх типов: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3, работоспособные при состоянии моря до трёх баллов. Все самолёты Ил-38 оборудовались авиационным магнитометром АПМ-60, который впоследствии сменил АПМ-73.

Пассивный ненаправленный буй РГБ-1 снабжён каналом информации и маяком-ответчиком для определения его местоположения относительно самолёта. Продолжительность работы буя до 2,5 ч. Дальность радиолинии "буй-самолёт" - 40-60 км, вес - 14,2 кг. На Чёрном море буи РГБ-1 обеспечивали обнаружение дизельной ПЛ на дальности 1700-4000 м.

Пассивный направленный буй РГБ-2 позволяет определить пеленг на ПЛ, её место, а по нескольким отсчётам курс и скорость. Продолжительность работы 40-45 мин. Вес - 45 кг.

Пассивно-активный буй направленного действия РГБ-3 предназначен для уточнения места, пеленга и дальности до ПЛ перед применением средств поражения. Вес буя 185 кг.

В зависимости от решаемых задач самолёт Ил-38 может применяться в поисково-ударном, поисковом или ударном вариантах загрузки средствами поиска и поражения ПЛ. В поисковом варианте обеспечивалась подвеска 216 буёв РГБ-1. Оптимальным считается поисково-ударный вариант: 144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3, две торпеды. Имелись варианты, предусматривающие подвеску ядерных бомб и мин.

Специально для Ил-38 разработана торпеда ПЛАТ-2 (АТ-2). Это акустическая самонаводящаяся в двух плоскостях электрическая торпеда. Ряд конструктивных особенностей характеризовал её как очередной этап в развитии отечественного авиационного противолодочного оружия (за исключением весогабаритных характеристик). Это видно из следующих данных: длина торпеды АТ-2 составляла - 5200 мм, диаметр - 534 мм, вес 1030 кг.

Буи системы "Беркут" оказались очень дорогими: РГБ-1 - 3400 руб. (в серии до 1000 руб.), РГБ-2 - 4500 руб., РГБ-3 - 12800-18000 руб. (в ценах 1970 г., когда автомобили "Жигули" стояли порядка 5000 руб.). В последующие годы стоимость буёв всех типов многократно возросла.

Государственные совместные испытания самолёта Ил-38 начались 6 июля и закончились 15 декабря 1965 г. В материалах по результатам испытаний Ил-38 отмечен ряд недостатков. Измерения свидетельствовали о высоком уровне шумов в кабине экипажа, существенно превысивших нормы, что явилось следствием переноса крыла самолёта, а следовательно, и двигателей вперед на 3 м по сравнению с Ил-18.

Ключевой фразой акта испытаний является следующая: "Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной ППС "Беркут" с применением ЦВМ явилась первым опытом работы нашей промышленности по созданию современных авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих боевую эффективность ПЛА по борьбе с атомными подводными лодками. Самолёт Ил-38 по своим летно-тактическим характеристикам, составу средств поиска и поражения, эффективности не уступает самолёту "Орион", за исключением дальности полёта ".

WingOSea136.jpg

Воздушные силы ПЛО - Ил-38 и вертолет Ка-25 на борту БПК

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz