Палубные самолёты вертикального взлёта.
18 ноября 1972 г. на специально оборудованную площадку, смонтированную на полётной палубе противолодочного крейсера (ПКР) пр. 1123 "Москва", произвёл посадку самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36М, разработанный в ОКБ А.С. Яковлева, и пилотируемый лётчиком-испытателем М.С. Дексбахом. Присутствовавший при этом знаменательном событии командующий авиацией ВМФ маршал авиации И.И. Борзое дал указание командиру ПКР "Москва" капитану второго ранга А.В. Довбне произвести запись в вахтенном журнале: "День рождения палубной авиации!" Эта дата действительно является знаковым событием, так как впервые в истории отечественной авиации и флота самолёт произвёл посадку на боевой корабль. К этому шли долго, путь становления СВВП также оказался не лёгким.
Как известно, первый успешный взлёт самолёта с крейсера "Бирмингем" американский лётчик Юджин Эли выполнил 14 ноября 1910 г. 18 января 1911 г. он же произвёл посадку на палубу крейсера "Пенсильвания", доказав возможность полётов самолёта с корабля. С полным основанием можно считать, что гениальный самоучка, к сожалению рано ушедший из жизни, открыл новую страницу в истории мировой авиации. Однако важность этих исторических событий вначале не оценили. В тот период предпочтение отдавали гидросамолётам, которые могли производить взлёт с корабля, используя катапульту. После выполнения полета они приводнялись поблизости от корабля и с помощью лебёдки поднимались на борт. Но это было позже, а в первый период становления корабельной авиации большинство кораблей и катапульт-то не имели, гидропланы спускались на воду краном. Корабли, которые обеспечивали базирование самолётов, используемых подобным методом, называли авиатранспортами или авиаматками. Во время Первой мировой войны в русском и английском флотах успешно использовались корабли подобного типа с гидросамолётами.
Слабое развитие палубной авиации в Первой мировой войне до некоторой степени можно объяснить ограниченными задачами, которые решали корабельные самолёты. А задачи эти являлись следствием их невысоких возможностей. В 1930-1940 годах некоторые линкоры и крейсера имели один или два лёгких гидросамолёта, взлетавших с помощью катапульт и предназначенных для выполнения разведки, связи, корректировки огня корабельной артиллерии. В Советском ВМФ такие самолёты назывались бортовыми, или эскадренными. Последнее связано с тем, что они предназначались для разведки в интересах оперативно-тактического соединения, к которым относилась эскадра кораблей.
Со временем выяснилось, что самолёты с обычной схемой шасси обладают рядом существенных преимуществ перед гидросамолетами, и их приспособили для взлёта с палуб кораблей и посадки на них. Такие корабли стали именоваться авианосцами.
Самолёты начала Второй мировой войны имели небольшие взлётно-посадочные скорости и могли производить взлёт и посадку на "гладкую" палубу авианосца, не оборудованную ускорительными и тормозными устройствами.
Повышение боевых возможностей самолётов привело к увеличению их веса, росту взлётных и посадочных скоростей. Полётные палубы авианосцев пришлось не только удлинять, но и предусмотреть разгонные устройства — катапульты для взлёта самолётов и тросовые аэрофинишёры, обеспечивающие остановку самолёта на коротком участке палубы после посадки.
Вторая мировая война выявила высокие возможности авианосцев как боевого средства. Так, если к её началу ВМС США имели лишь пять кораблей подобного класса, то к концу войны их количество возросло почти в тридцать раз.
Авианосцы совершенствовались и постепенно превратились в основную ударную силу на море, а в послевоенный период - в подготовленный резерв стратегических сил в локальных конфликтах и ядерной войне, оружие устрашения и дубинку в руках президентов США для вмешательства в международные дела и решения своих собственных интересов. Не стоит также забывать о том, что авианосцы в политическом смысле являются выражением престижа и морской силы государства. Это самые сложные корабли, и их постройка требует высокого уровня развития науки и техники, а содержание и эксплуатация обходятся очень дорого.