ТАКР "Новороссийск"
14 мая 1983 г. ТАКР «Новороссийск» покинул Чёрное море и через Средиземное вышел в Атлантический океан. В Северной части Атлантики самолёты Як-38 стали летать значительно увереннее, запуски двигателей срывались не так часто. На корабле в этот период осваивался ВКР. Инструкторами были лётчики-испытатели полковник В. Васенков и подполковник М. Тогохов.
Авиагруппа принимала участие в нескольких учениях, проводимых по плану СФ. С июня по август, во время стоянки ТАКР «Новороссийск» на рейде Североморска, лётчики тренировались во взлётах с коротким разбегом на береговом аэродроме. За 4 мес. с этого корабля выполнено свыше 600 полётов, в том числе проведено 120 ВКР.
17 октября 1983 г. группа кораблей, включающая ТАКР «Новороссийск», взяла курс на ТОФ через Атлантический, Индийский, Тихий океаны в Японское море с заходами в Луанду, Мозамбик, Сокотру, Мадрас, Камрань.
19 декабря 1983 г. в Индийском океане впервые был выполнен ВКР парой самолётов. В период похода было организовано дежурство двух пар самолётов в «готовности к вылету», произведено несколько перехватов иностранных самолётов.
27 февраля 1984 г. корабли прибыли на ТОФ. Таким образом, в составе ТОФ оказались два ТАКР.
Ещё в период, когда самолёты Як-38 демонстрировали свои возможности на ПКР «Москва», решили проверить возможность применения самолётов Як-38 с судов, имеющих ровные площадки. По приказанию главкома ВМФ на контейнеровозе «Агостиньо Нето» в Николаеве было выполнено около двадцати полётов. Для этого на палубе соорудили площадку из бетонных плит размером 25x25 м, с которой выполнено около 20 полётов. Первую посадку 14 сентября 1983 г. выполнил лётчик-инспектор боевой подготовки авиации ВМФ полковник Ю.Н. Козлов, затем полковник Г.Л. Ковалёв, подполковники В.И. Кучуев и др. Полёты проходили до 29 сентября 1983 г. Государственные испытания на контейнеровозе «Николай Черкасов» проводили летчики-испытатели НИИ ВВС В.В. Васенков и А.И. Яковенко.
К исходу 1983 г. можно было подвести итоги усилий по повышению надёжности самолётов Як-38. Выяснилось, что если в начале эксплуатации самолёта Як-38 налёт на один отказ составлял 1,2 ч, что является своеобразным антирекордом, то за первые десять лет эксплуатации надёжность самолёта и его систем удалось довести до 23 ч. на отказ. Это свидетельствовало о наличии определённых успехов. На других самолётах, например, Су-17, также далеко не очень надёжных, налёт на отказ составлял примерно 50 ч.
ВВС СФ и ТОФ прилагали немалые усилия, чтобы несмотря на постоянные доработки, обеспечить регулярные, без длительных перерывов полёты на Як-38. А так как полёты с корабля представляли известную сложность, им уделялось первостепенное значение. В этот период перебоев с поставками топлива ещё не было. Тем не менее добиться систематических полётов с кораблей оказалось невозможным по многим причинам. Самолёты Як-38 базировались на трёх кораблях пр. 1143 «Киев», «Минск», «Новороссийск», вошедших в боевой состав ВМФ соответственно в 1976, 1978 и 1982 гг.
Полёты самолётов Як-38 могли проводиться и проводились со стационарных аэродромов, но это не отвечало их основному назначению - они были корабельными. Полёты с корабля - это существенно более высокий уровень лётного мастерства и отличающаяся психология. С кораблями тоже не все оказалось в порядке. Они довольно часто простаивали: в 1986-1987 гг. ТАКР «Новороссийск» проходил навигационный и доковый ремонты; «Минск» с мая 1986 г. до постановки в усиленный навигационный ремонт 15 апреля из-за выхода из строя покрытия полётной палубы обеспечивал полёты только вертолётов.
Тем временем истощалось терпение у довольно покладистого лётного состава. Летчики ВВС ТОФ 23 декабря 1987 г. направили письмо в комитет партийного контроля при ЦК КПСС. Это был документ с оценкой самолёта Як-38. Предложения примерно такого же содержания неоднократно направлялись Минавиапрому ещё в 1983 г.
На 1 января 1988 г. в авиации ВМФ находилось порядка 150 Як-38, в том числе 25 учебных. В декабре 1989 г. в среднем 10-12 Як-38 простаивали из-за негерметичности топливных баков. В 1990 г. до 30 самолетов находилось на доработках.