В отличие от таких самолетов, как F-16, F-22 и Су-35, на истребителе EF2000 применена традиционная ручка управления с центральным расположением, разработанная фирмой GEC Эвионикс. Под влиянием МиГ-29 для EF2000 разработана система приведения самолета к горизонту или «паническая кнопка», как называют ее немцы (отличие от МиГа заключается в том, что кнопка включения системы, расположенная на РУС, покрашена не в белый, а в зеленый цвет).
В кабине истребителя установлены три многофункциональных цветных индикатора, на которые выводится вся тактическая и полетная информация. Над приборной доской установлен широкоугольный ИЛС фирмы GEC Эвионикс, способный отображать информацию и от ИК обзорной системы. Имеется нашлемный прицел-индикатор с выводом символов полетной информации, данных радиоприцела, тепловизора и информации, необходимой для целеуказания УР ASRAAM. С его помощью можно атаковать цель в задней полусфере. Предусмотрено речевое управление рядом систем, в частности, команды на переключение дисплеев в кабине могут подаваться голосом летчика. Речевая система обеспечивает также работу в диалоговом режиме, в частности запрос и выдачу информации об остатке топлива.
Значительное внимание уделено безопасности полета и эргономическому фактору. САУ должна не допускать выход на опасные полетные режимы, а двухдвигательная компоновка повышает боевую живучесть. Основные системы самолета дублированы, а ЭДСУ имеет четырехкратное резервирование. Имеется режим ограничения минимальной безопасной высоты. Все кнопки и переключатели, необходимые летчику в бою, сконцентрированы на ручке управления и на РУДе.
При создании самолета ставилась задача превзойти по маневренным характеристикам истребители F-15, F-16 и F/A-18. Европейские аналитики полагают, что на малых высотах EF2000 будет иметь превосходство и над модернизированным самолетом Су-27. Боевой радиус действия, бомбовая нагрузка и продолжительность полета евроистребителя такие же, как и у самолета Панавиа «Торнадо».
Великобритания проводит серию сравнительных испытаний EF2000 с самолетами, имитирующими истребители потенциального противника (программа Joust). В ракетном бою вне визуального контакта полученная на моделирующем стенде самолета картина сильно отличается от математических моделей, полученных на ранней стадии проектирования. В столкновении с Су-27 и даже с Су-35 при условии одинакового уровня подготовки летчиков и одинаковых характеристик ракет (типа AMRAAM) шансы на победу у сторон оказались равными. Ожидается, что величина ЭПР EF2000 будет меньше, чем у перспективного самолета на базе Су-27, который может быть создан в начале XXI века (по словам представителей фирмы, эта оценка базируется на данных технической разведки).
Как считают разработчики, любой ныне существующий самолет при условии оснащения его БРЛС, аналогичной установленной на EF2000, проигрывает евроистребителю, лишь самолет Дассо «Рафаль» будет иметь некоторый паритет.
По результатам анализа, возможности истребителя EF2000 в ближнем воздушном бою сопоставимы с возможностями самолета Локхид F-22 при несколько меньшей маневренности, но при этом F-22 в два раза дороже.
Характеристики самолета Еврофайтер EF2000 |
|
Размах крыла |
10,95 м |
Длина самолета |
15,96 м |
Высота самолета |
5,29 м |
Масса пустого самолета |
9999 кг |
Нормальная взлетная масса |
18 140 кг |
Максимальная взлетная масса |
21 000 кг |
Масса топлива во внутренних баках |
4000 кг |
Максимальная боевая нагрузка |
6500 кг |
Максимальное число М |
2,0 |
Боевой радиус действия |
460—550 км |
Потребная длина ВПП |
700 м |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
+9/-3 |
По оценкам фирмы Еврофайтер, содержащимся в рекламном проспекте, распространенном на выставке «Фарнборо-94», при встрече с истребителем Су-35 82% воздушных боев должны закончиться победой самолета EF2000 (как полагают специалисты фирмы, этот показатель составит для самолета Локхид F-22A 91%, Дассо «Рафаль» - 60%, F-15E - 50%, F/A-18E - 35%, МиГ-29М - 32% и F-16C — 21%). По мнению специалистов концерна Еврофайтер, один самолет EF2000 по суммарной боевой эффективности эквивалентен пяти самолетам МиГ-29, при этом, несмотря на то что цена одного МиГ-29 в три раза меньше цены EF2000, общая стоимость жизненного цикла МиГа в три раза выше аналогичного показателя евроистребителя. По скорости разворота при М<1 EF2000 несколько превосходит самолеты «Рафаль», Су-35 и F-16C (имеющие, по мнению фирмы Еврофайтер, приблизительно равные характеристики), а также в значительно большей степени истребители МиГ-29М, F/A-18E и F-15E. По скорости разворота при М>1 фирма на первое место также ставит EF2000, за ним следуют (в порядке убывания) «Рафаль», F-16C, Су-35, МиГ-29М, F-15E и F/A-18E. По разгонным характеристикам на средних высотах на первое место вновь помещен евроистребитель, затем F-16C, «Рафаль», Су-35, F-15E, МиГ-29М и F/A-18E.
В то же время, по мнению экспертов германского федерального аудита, истребитель EF2000 в том виде, в каком его планируется принять на вооружение германских ВВС (без встроенной оборонительной системы радиоэлектронного и оптического противодействия DASS, а также тепловизионной локационной системы), по возможностям БРЭО уступает самолету МиГ-29М. Кроме того, российский истребитель, как считают за рубежом, имеет более высокие летные характеристики.
Как считает заместитель генерального конструктора ОКБ им. Микояна Белосвет, евроистребитель устарел, еще не родившись. Действительно, если объективно сравнить самолет EF2000 с другими современными истребителями, то можно сделать вывод, что эта машина запоздала. Несмотря на рекламные проспекты, уверяющие в превосходстве евроистребителя над русскими модернизированными самолетами четвертого поколения, EF2000 не имеет преимуществ перед МиГ-29М в бортовом оборудовании и вооружении, несколько уступая МиГу в летных характеристиках. Так, максимальная тяговооруженность EF2000 при нормальной взлетной массе составляет 1,02, а МиГ-29М с существующими двигателями — 1,12 и с перспективной модификацией ТРДДФ — 1,26 (что, естественно, определяет превосходство МиГа в разгонных характеристиках).