Предыдущая Оглавление Следующая

Tu106014.jpgTu106016.jpg

Схема Ту-106А с двумя двигателями НК-6 

Самолёт-разведчик «106Р» (Ту-106Р) на базе самолёта «106» с крылом самолета Ту-22

Проект самолета был выполнен по схеме среднеплана и по компоновке, составу оборудованию и размещению самолетных систем практически полностью соответствовал самолету Ту-22Р. Состав специального разведывательного оборудования также соответствовал Ту-22Р. На самолете предполагалось установить радиотехническую разведывательную систему «Куб-3». Схема и конструктивное выполнение шасси были идентичны самолету Ту-22. На самолете предусматривалась система дозаправки топливом в полете «Конус». Расположение и состав оборудования были близки к соответствующей модификации самолета Ту-22Р. РЛС «Рубин-1А» заменялась на станцию «ПН», общую с ракетоносными вариантами самолета. В отличие от Ту-22Р, на самолете «106» и его вариантах изначально отказались от оборонительного пушечного вооружения, вся активная оборона самолета строилась на развитой системе РЭП: вместо КДУ устанавливался хвостовой отсек с блоками аппаратуры РЭП типа СПС-100А («Резеда-А»), блоки и антенны из этой системы устанавливались также в районе переднего технического отсека, в дальнейшем предполагалось перейти на применение аппаратуры РЭП из комплекта «Сирень». В связи с установкой новых систем оборудования дорабатывалась система СКВ самолета.

В соответствии с проектом Ту-10бР должен был иметь следующие данные:

- размах крыла     23,6 м
- длина самолета   42,0 м
- высота на  стоянке  10,7 м
-   взлетная масса   100 000 кг
-  максимальная скорость полета   2200 км/ч
- крейсерская сверхзвуковая скорость полета   1800 км/ч
-  крейсерская дозвуковая скорость полета  950 км/ч
- дальность полета на сверхзвуковой крейсерской скорости 1800 км/ч на высотах 14000-17000  м      4000 км
-   дальность полета на дозвуковой крейсерской скорости 950 км/ч на высотах 8000-11000 м     6300-6500 км
- дальность полета на малых высотах 300-500 м, на скорости 860 км/ч   3800 км
-  дальность полета по комбинированному профилю с взлетной перегрузочной массой 110000 кг:  
  скорость 950 км/ч, высота 7500-8500 м,   2000 км
  скорость 1800 км/ч, высота 14000-16000 м,   1900 км
  скорость 950 км/ч, высота 12000 м - 6000 км;  1800 км
-   практический потолок в районе цели  18000-19000 м
-   длина разбега     1800-2000 м

Самолёт-ракетоносец «106К» (Ту-106К) на базе самолёта «106» с крылом самолета Ту-22

Проект самолета-ракетоносца «106К» (Ту-106К) был полностью идентичен проекту «106Р» и отличался от него лишь только системой, связанной с вооружением его самолетом-снарядом Х-22. Предусматривалось переоборудование в полевых условиях самолета-ракетоносца в бомбардировщик, в том числе и в носитель ядерного оружия (калибр бомб от 250 до 9000 кг, мины массой от 500 до 1500 кг).

Система дальнего действия (АРК) К-106 на базе самолета-носителя Ту-106К и самолета-снаряда Х-22 (Х-22П) должна была иметь:
-
радиус действия на скорости 950 км/ч - 3500 км;
- радиус действия на скорости 1500-1800 км/ч - 1750-2000 км.

Самолёт-ракетоносец «106К» (Ту-106К) на базе самолёта «106Б» "тонкое крыло"

Самолет-ракетоносец «106К» (Ту-106К) разрабатывался на базе проекта самолета «106» с крылом относительной толщины 3,5% и площадью 200 м2. В связи с установкой нового крыла и изменением расположения его относительно фюзеляжа, в этом варианте был несколько перекомпонован фюзеляж: часть грузоотсека размещена под центропланной, кессонной частью крыла, строительная высота которой уменьшилась, а хорда увеличилась. Система вооружения была полностью идентична самолету Ту-22КП (самолет-снаряд Х-22 (Х-22П), система управления К-22У, включавшая в себя самолетную часть РЛС «ПН», станция разведки и целеуказания «Курс-Н»). В проекте «106К» изменено расположение заправочной штанги системы «Конус»: штанга была утоплена в носовую часть фюзеляжа и создавала меньшее аэродинамическое сопротивление. В дальнейшем подобная установка штанги применена на серийном самолете Ту-22М-3.

Система дальнего действия (АРК) К-106 на базе самолета-носителя Ту-106К и самолета-снаряда Х-22 (Х-22П) должна была иметь:
радиус действия на скорости 950 км/ч   - 4000 км;
-  радиус действия на скорости 1800-2100 км/ч - 2600 км.

Базовый самолет «106Б» (Ту-106Б)

Параллельно с проектом «106» в ОКБ прорабатывался вариант более глубокой модернизации аэродинамической компоновки исходного самолета Ту-22. Было предложено на новом самолете использовать треугольное крыло, боковые околофюзеляжные воздухозаборники (что было впоследствии и применено на Ту-22М) или перенести пакет с двумя двигателями НК-6 под фюзеляж. Все эти работы проходили в ОКБ под шифром: самолет «106Б». После оценки и предварительной проработки всех вариантов решено было остановиться на сочетании крыла с относительной толщиной 3,5 % и центральной частью, образованной предлагавшимся новым треугольным крылом со стреловидными ОЧК. В связи с установкой нового крыла фюзеляж дорабатывался, особенно в средней и задней частях в районе грузоотсека. В системе механизации крыла вводились элерон-интерцепторы и новые, более эффективные двухщелевые закрылки. В связи с увеличением взлетной и посадочной масс усиливалось шасси. Весь грузоотсек находился под кессонной центропланной частью крыла, где в зависимости от модификации находились или самолет-снаряд на балочном держателе, или разведывательная и РЭП аппаратура. Изменялась схема расположения фюзеляжных и крыльевых топливных баков. Конструкция средней части крыла выполнялась многолонжеронной с расположением набора, аналогично набору треугольного крыла, конструкция ОЧК выполнялась также многолонжеронной. Как вариант рассматривался самолет с таким же в плане крылом, но с относительной толщиной 6%.

Самолёт-ракетоносец «106К» (Ту-106К) на базе самолёта «106Б» с "тонким крылом"

Наиболее поздний проект самолета «106Б», спроектированный с учетом всех предыдущих проработок по теме. Передняя часть фюзеляжа была полностью использована от самолета Ту-22К, средняя часть спроектирована заново под новое «тонкое крыло» по аналогии с Ту-106К (база -самолет «106»). Передний фюзеляжный бак уменьшен по объему, установлены новый фюзеляжный надкессонный бак и кессонные баки центральной части крыла, увеличено число и объем задних фюзеляжных баков. Грузоотсек был выполнен на всю длину кессонной части центроплана. В грузоотсеке располагался балочный держатель под самолет-снаряд Х-22 (Х-22П). Самолет мог использоваться также как бомбардировщик или носитель ядерных бомб, для этого в грузоотсеке предусматривалась установка соответствующих бомбовых держателей по типу Ту-22. Калибры и типы бомб и мин, как на Ту-22. Все переоборудование возможно было выполнять в полевых условиях, как это делалось в строевых частях на Ту-22Р. Оборудование и система управления вооружением полностью соответствовали самолету Ту-22К. Система РЭП основывалась на элементах комплекса «Сирень».

Tu106015.jpgTu106017.jpg

Схема Ту-106А с 3-мя двигателями Р15Б-300

Предыдущая Оглавление Следующая