Венгерские и немецкие солдаты у сбитого В-24 13.04.1944 г.
16 июня 658 бомбардировщиков и около 290 истребителей, пройдя над Венгрией, нанесли удары по нефтеперерабатывающим заводам под Веной и Братиславой. Помимо прочих сил, для отражения налета взлетели 23 мадьярских Bf 109. Лейтенант Лайош Тот сбил «Тандерболт», старший сержант Пал Ковач, сержант Матьяш Леринч и старший лейтенант Дьердь Дебредь - по «Лайтнингу». Еще один Р-38 стал добычей пары старшего лейтенанта Йожефа Бейчи и старшего сержанта Матьяша. Венгры потеряли 13 истребителей и пятерых летчиков.
26 июня американцы повторили налет примерно теми же силами. Навстречу им поднялись германские, венгерские и словацкие истребители. Венгры смогли сбить шесть машин: три В-24 (два - майор де Хеппеш и один - прапорщик Будаи), один Р-38 (старший лейтенант Пал Ираньи) и два Р-51. Потеряли же три «Мессершмитта» и их летчиков.
На следующий день американцы бомбили Будапешт. В том бою лейтенант Йожеф Малик расправился с «Либерейтором», а затем в паре с ведомым - с «крепостью». Еще один В-17 сбил лейтенант Тот, а прапорщик Деже Сентдьердьи одержал победу над «Мустангом».
2 июля по венгерской столице нанесли удар 712 бомбардировщиков, сопровождаемых множеством истребителей. Мадьяры смогли бросить против них всего 18 Bf 109. Правда, на помощь пришли самолеты люфтваффе. Майор де Хеппеш и прапорщик Сентдьердьи сбили по «Либерейтору», сержанты Рапоша и Берегсаси, а также лейтенант Дебредь - по «Мустангу». Сержант Пал Сикора уничтожил «крепость» и «Мустанг». Еще один Р-51 «попал на мушку» прапорщику Лео Крижевски. Как оказалось после войны, эту машину пилотировал один из лучших американских асов на европейском ТВД лейтенант Ральф Гоуфер, за которым числилось 16 побед. Американец был ранен, однако тянул в сторону Италии. Большая потеря крови заставила его совершить вынужденную посадку в Хорватии, где он скончался прямо в кабине. Венгерскому летчику победу не засчитали, поскольку «Мустанг» не упал на территории, контролируемой войсками стран «оси», и поэтому не было соответствующего подтверждения от наземных частей. Надо отметить, что Гоуфер - единственный из ведущих американских асов в Европе, погибший в воздушном бою.
7 июля оказался одним из наиболее результативных дней для венгерских летчиков. «Пума» трижды поднимала свои машины в воздух, пытаясь хоть как-то помешать почти тысяче самолетов MASAF бомбить австрийские, словацкие и южнопольские нефтеперерабатывающие заводы. Итог боев был следующим: по «Либерейтору» сбили лейтенанты Геллер Барши, Лайош Бенке, Ласло Мольнар и майор де Хеппеш, сержант Кароль Фалудь записал в свой актив два «Лайтнинга», а лейтенант Тот - один, по одной «крепости» уничтожили старший лейтенант Дебредь и прапорщик Гусар.
8 июля около полусотни американских самолетов нанесли удар по аэродрому «Пумы» в районе Веспрем-Юташ. Поскольку большая часть венгерских истребителей в это время улетела на задание, а оставшиеся располагались в капонирах, то потерь в матчасти не было. Среди наземного персонала несколько человек погибли и получили ранения. В воздушном бою были ранены два венгерских летчика.
14 и 16 июля венгерские истребители, противодействуя массовым налетам союзников, сбили три В-24. Затем десять дней бомбардировщики MASAF не появлялись в небе страны, и мадьяры вели борьбу с одиночными самолетами противника над Австрией и Южной Германией, где 26 июля лейтенант Мольнар сбил «Лайтнинг». В этом же бою погиб победитель Гоуфера Лео Крижевски.
27 июля «Пума» вновь атаковала американцев, направлявшихся на Вену. Старший лейтенант Дебредь, прапорщик Сентдьердьи, лейтенанты Мольнар и Каратшоньи сбили по одному В-24, а лейтенант Ковач и сержант Золтан Скупка записали на свой счет по «Мустангу». Пока мадьяры защищали Вену, 15-я ВА нанесла удар по их столице.
30 июля американцы вновь бомбили Будапешт, Дунайский авиазавод и ряд других объектов. При отражении налета отличился младший сержант Ласло Болдижар, сбивший один В-24 лично, а другой - в группе.
7 августа, обеспечивая действия германских Me 410 над Южной Польшей, венгры потеряли в бою два истребителя и двух летчиков, в т.ч. одного из своих ведущих асов - Ласло Мольнара.
9 августа MASAF нанесли сильный удар по ряду объектов венгерской авиапромышленности: комплексу компании PIRT по производству Ju 52 в Сентлеринце, предприятию концерна MAWAG в Дьере, выпускавшему Bf 109, и Дунайскому авиазаводу, который на этот раз был полностью превращен в руины. Сильной бомбардировке и обстрелу с воздуха подвергся столичный аэродром Ферихедь, где было уничтожено все оборудование и матчасть летно-испытательного института и летно-испытательного цеха (RKM), а также большинство находившихся там самолетов. Венгерским истребителям не удалось помешать действиям американцев, а зенитчики по ошибке сбили истребитель лейтенанта Бенке. Летчик был тяжело ранен.
Части венгерских ВВС, принимавшие участие в боевых действиях на территории Венгрии в марте-сентябре 1944 г. |
|||
Дивизион |
Эскадрилья |
Самолетный парк |
Примечание |
1-й ИАД |
1/1-я ИАЭ |
6 Bf 109G-6 на 13.04.44. |
В конце апреля 1944 г. переформирована в 101/3-ю ИАЭ |
1/2-я ИАЭ |
Несколько Re-2000 на 13.04.44. |
||
1/4-я ИАЭ |
? Bf 109G |
||
2-й ИАД |
2/1-я ИАЭ |
12 Bf 109G-6 на 13.04.44. |
В конце апреля 1944 г. переформирована в 101/1-ю ИАЭ |
5/1-й ИАД |
5/1-я ОНИЭ «Баголь» |
9 Me 210Ca-1, 3 Me 110G-2 на 13.04.44. |
В сентябре 1944 г. переформирована в 101-ю НИАЭ. Bagoly - сова |
5/3-я ИАЭ |
12 Bf 109G-6 на 13.04.44. |
В конце апреля 1944 г. переформирована в 101/2-ю ИАЭ |
|
АЭ RKI «Виллам» |
12 Me 210Са на 13.04.44. |
RKI (Kepulokiserleti Intezet) - Летно-испытательный институт. Villam - молния. Сформирована из летчиков-испытателей. В боях до 13.04.44. В сентябре переформирована в 102/3-ю ЭСБ |
|
Авиагруппа RAB |
Штатной матчасти не имелось |
RAB (Repulo) - комиссия по приему авиатехники. Летчики группы занимались приемом и облетом серийных самолетов. К боевым действиям привлекались эпизодически, на принимаемой матчасти |
|
101-й ИАД «Пума» |
101/1-я ИАЭ |
Согласно штатному расписанию по 12 Bf 109G-6 в каждой эскадрилье |
Бывшая 2/1 ИАЭ : |
101/2-я ИАЭ |
Бывшая 5/3 ИАЭ |
||
101/3-я ИАЭ |
Бывшая 1/1 ИАЭ |