Оглавление

Главным событием 1915 года для крейсеров типа "Arethusa" было преследование и потопление 9 августа немецкого минного заградителя "Meteor", в котором участвовали пять представителей этого типа, три гарвичских крейсера фактически нашли удирающий минный заградитель и спасли 43 оставшихся в живых члена экипажа вооруженного досмотрового парохода "Ramsey", который он потопил, когда два корабля из первой эскадры легких крейсеров подошли к нему очень близко.

Крейсера участвовали также и в набеговых операциях против немецких рыболовных судов 30 сентября 1915 года "Arethusa" захватил три немецких траулера, а 7 октября еще три "Aurora" захватила два траулера в сентябре и октябре. "Penelope" в сентябре захватил или потопил четыре траулера. "Undaunted" захватил один траулер в октябре.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1916 ГОДА.

1916 год был богат событиями для наших восьми кораблей. Боевые операции которые теперь включали и северную часть Северного моря имели более широкий размах. В одной из них, по пути домой, "Arethusa" нашел свой конец. 29 января в ходе неудачной для британского флота операции, во время которой корабли поддерживали действия гидроавиации, крейсер удачно избежал попаданий двумя торпедами, но вскоре удача отвернулась от него. 11 февраля при возвращении из следующего похода, недалеко от Феликстоу (Felixstow) он подорвался на мине, только что поставленной одной из фландрских подводных лодок в Гледвее (Gledway). Мина взорвалась под котлами, убив 6 человек Эскадренный миноносец "Lightfoot", а затем "Loyal", пытались взять его на буксир, но его сносило и крейсер сел на мель Катле (Cutler). Ослабленный в наиболее уязвимом месте корабль переломился надвое. Несмотря на продолжавшиеся до августа попытки, его не смогли спасти, хотя какое-то время надеялись установить его машины на новый крейсер! Восемнадцать месяцев активной службы крейсера несомненно создали великолепную репутацию его имени, овеянному славой. Гибель "Arethusa" была воспринята как национальная трагедия.

В марте 1916 года Гарвичскими силами было предпринято еще одно дерзкое нападение на ангары дирижаблей, во время которого произошло второе столкновение "Undaunted", когда он налетел на легкий крейсер "Cleopatra", после чего последний разрезал надвое немецкий эсминец. Темнота и плохая погода ухудшали положение дел, и "Undaunted" стал отдаляться от остальных сил Все это было только в 120 милях к NNW от Гельголанда. Но все же через некоторое время его командир, кэптен Ст. Джон (St.John), испытал огромное душевное облегчение, увидев пятую эскадру линейных кораблей, идущую ему на выручку Ремонтировали "Undaunted" на Тайне (Tyne).

Лоустофтский (Lowestoft) набег 25 апреля 1916 года выдвинул "Penelope" в центр внимания, так как он был одним из легких крейсеров, с которыми Тэрвитт попытался отвлечь немецкие линейные крейсера от проводимого ими артиллерийского обстрела британского побережья. Крейсер "Conquest" был поражен 11" снарядом, и эта акция, вероятно, сократила бы бомбардировку, если не произошло бы никаких изменений в обстановке. По пути назад "Penelope" был торпедирован немецкой подводной лодкой "UB-29" неподалеку от Норфолского (Norfolk) побережья его рулевое устройство было разрушено, а вся корма деформирована Однако он был успешно отбуксирован в Чатем (Chatham). А 4 мая "Galatea" и "Phaeton" сбили немецкий дирижабль "L.7".

ЮТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОСЛЕ ЮТЛАНДА 1916-1917 ГОДЫ.

Не говоря уже об остальных рейдах это было время крейсеров Гранд Флита, а Ютланд (Jutland) был ближайшим значительным событием. Крейсера типа "Aretnusa" не играли первых ролей в этом большом сражении, не считая весьма важных действий "Galatea" (получил попадание одним снарядом) и "Phaeton", первыми обнаруживших противника 31 мая в 14.20 и открывших огонь по двум немецким эсминцам в 14.28. В то время как во время боя линейных крейсеров первая эскадра легких крейсеров вступила в бой со своими противниками из второго разведывательного соединения, они позже потеряли контакт с противником. "Royalist" с четвертой эскадрой легких крейсеров отразил атаку немецких миноносцев на голову британской линии в 19.30 и приблизительно часом позже вместе с "Caroline" стрелял торпедами в немецкую вторую эскадру линейных кораблей - редкий случай использования крейсерами своего торпедного вооружения

В результате уроков Ютланда (Jutland) на крейсерах типа "Arethusa" были сделаны дополнительные усовершенствования Еще в 1915 году в Адмиралтейство поступило предложение установить на легкие крейсера приборы управления стрельбой центральной наводки (director-firing) однако оно было отвергнуто, так как этому мероприятию нельзя было уделить достаточно времени. В середине 1916 года свободных крейсеров было все больше, а такое оборудование становилось все более необходимым. Чтобы сделать возможным размещения наводчика и оборудования на большой высоте, на кораблях стали устанавливать треногую мачту. Конечно этот более высоко расположенный дополнительный вес вызвал опасения за остойчивость, поэтому несколько цистерн нефтяного топлива были приспособлены принимать водяной балласт в том случае когда они будут свободны от нефти. "Penelope", ремонтирующийся после Лоустофта, должен был оснащаться первым. Кренование на нем было выполнено 15 сентября 1916 года в Чатеме с удовлетворительными результатами. Возможно, в результате опыта использования "Royalist" в Ютланде, было решено увеличить торпедное вооружение всех легких крейсеров. На крейсерах типа "Arethusa" было установлено по два дополнительных торпедных аппарата на юте позади третьей 102-мм артиллерийской установки с соответствующими предосторожностями, чтобы предохранить личный состав от воздействия дульных пороховых газов кормового 152-мм орудия, стреляющего в нос от траверза. Royalist" был первым подвергнут такой модернизации его испытания были проведены в феврале 1917 года.

Приблизительно в то же самое время обратили внимание на то, что тяжелые боевые рубки являются смертельными ловушками при попадании снаряда, между тем как ими фактически никто не пользуется - корабли всегда управлялись с верхнего мостика. Начальник управления военного кораблестроения охотно ухватился за благоприятную возможность снять их. Нужно отметить, что от этого был только выигрыш в весе.

Оглавление