Оглавление

16.45. Командир «Glasgow» окончательно смог определить курс противника.

16.47. Германские корабли довернули курс на «Glasgow».

16.47. «Glasgow» поднял сигнал «Вижу неприятельские броненосные крейсеры, идущие курсом SO». «Glasgow» развернулся на курс SW-65° и полным ходом пошел на соединение с «Good Hope», который сам повернул к своим крейсерам. «Monmouth» и «Otranto» сразу же развернулись вслед за «Glasgow».

17.00. С эскадры Шпее обнаружили «Monmouth» и «Otranto», уходящие на запад. Курс «Glasgow» определен SW-65°. По немецким сообщениям он беспрерывно передавал радиосообщения о курсах и строе противника. Немецкие корабли пытались забить его радиопереговоры.

17.05. Курс германской эскадры изменен на SW.

17.10. Адмирал Крэдок приказал поднять полный пар в котлах. Крейсерам он приказал сближаться, ориентируясь на «Glasgow», который был ближайшим к немецкой эскадре.

Итак, оба противника обнаружили друг друга. Крэдоку стало ясно, что перед ним вся эскадра Шпее - по крайней мере оба броненосных крейсера и «Leipzig». О двух других легких крейсерах можно было только предполагать по дымам (если не относить их за транспорты). Шпее видел только три корабля и дым четвертого.

По маневрированию эскадр можно судить, что они обе стремились сблизиться с противником.

Устремления Шпее легко объяснимы. Он охотился за одиночным кораблем, а встретил сразу несколько. В то же время Шпее имел точные сведения, что серьезных кораблей у англичан в этих водах нет. Он видел перед собой три крейсера.

Четвертый корабль мог оказаться тоже крейсером, или, на худший случай, старым броненосцем, о присутствии которого сведения имелись (ему сообщалось о присутствии в этих водах броненосца типа «Queen»). Вряд ли он смутил бы немецкого адмирала. Нелишне вспомнить, что при нападении на Самоа Шпее расчитывал на бой даже с линейным крейсером - правда в условиях внезапности атаки, но ведь и броненосец все-таки не линейный крейсер.

Не так просто объяснить стремление к бою у английского адмирала Крэдока. Он не был безрассудным командиром и вполне реально оценивал возможности своей эскадры — нелишне вспомнить, что он постоянно требовал от Адмиралтейства подкрепления для себя, и буквально незадолго до боя интересовался, когда наконец прибудет долго обещаемый ему «Defence». То, что он позволил эскадре оторваться от самого мощного своего корабля броненосца «Canopus» не следует считать аргументом против него - Крэдок ожидал эскадру Шпее позднее и охотился лишь за одиночным кораблем, для перехвата которого и строил свою завесу незадолго до встречи.

Иногда встречается версия, что Крэдок вступил в бой вынуждено, опасаясь, что тихоходный «Otranto» станет легкой добычей кораблей Шпее. Однако этот вариант не выдерживает никакой критики. Достаточно рассмотреть схему маневрирования британской эскадры, и сразу становится ясно, что Крэдок именно стремился вступить в бой. К тому же он прекрасно понимал, что после океанского перехода машины немецких кораблей сильно изношены и не выдержат длительной погони. Непогода и приближающаяся темнота еще больше увеличивали шансы «Otranto».

Очень важно отметить, что Крэдок вполне мог бы не вступать в бой - до конца светлого времени уходить от немцев в противоположном направлении и затем скрыться в наступившей темноте.

ВЕС БОРТОВОГО ЗАЛПА И СОСТАВ АРТИЛЛЕРИИ НА КРЕЙСЕРАХ
«Good Hope» (1902 г., 14.100 т) 707 кг 2 - 9,2-дюймовых и 16 - 6-дюймовых орудий
«Monmouth» (1903 г., 9800 т) 408 кг 14 - 6-дюймовых орудий
«Glasgow» (1910 г., 4800 т) 161 кг 2 - 6-дюймовых и 10 - 4-дюймовых орудий
«Otranto» (1909 r. 12.128 т) 4 (или 8) - 4,7 -дюймовых
«Scharnhorst» (1907 г., 11.420 т) 866 кг 8 - 8,2-дюймовых и 6 - 5,9-дюймовых орудий
«Gneisenau» (1908 г., 11.420 т) 866 кг 8 - 8,2-дюймовых и 6 - 5,9-дюймовых орудий
«Leipzig» (1906 г., 3200 т) 80 кг 10 - 4,1-дюймовых орудий
«Dresden» (1908 г., 3520 т) 95 кг 10 - 4,1-дюймовых орудий
«Nurnberg» (1908 г., 3400 т) 80 кг 10 - 4,1-дюймовых орудий
AdmSpee011.jpg

1 ноября. 16.30 -17.30

Оглавление