БОЛЬШИЕ КРЕЙСЕРЫ ДЛЯ КОЛОНИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГЕРМАНСКОМ ФЛОТЕ
В 70-х годах XIX века Союз Германских государств выступил на политической арене мира как колониальное государство. Несомненно, что для защиты колоний и представления там своего флага требовались корабли. Несомненно было также и то, что с военно-политической точки зрения присутствия в колониях кораблей класса канонерских лодок и небольших парусно-винтовых корветов было бы слишком недостаточно. Колониальные интересы требовали наличия и более крупных кораблей - крейсеров. Именно для этих целей и были построены два больших корвета "Leipzig" и "Sedan" (последний был переименован в "Prinz Adalbert"), пять меньших корветов "Bismarck", "Stosch", "Moltke", "Gneisenau" и "Stein", а также несколько небольших корветов-крейсеров. Очень быстро построенные, они быстро и устарели, главной причиной чему было весьма неудобное размещение артиллерии в бортовой батарее. Тем не менее, именно эти корветы, вооруженные 150-мм и 170-мм пушками, составляли основу колониального флота Германии до конца 80-х годов.
В 1884-85 годах среди немецких морских офицеров (как, впрочем, и в других флотах) стала очень популярна идея размещения жизненно важных для корабля помещений ниже ватерлинии и прикрытия их броневой палубой сверху и поясом целлюлозы по бортам. При наличии надводного местного бронирования артиллерии и постов управления, это позволяло сделать корабли неуязвимыми для крейсеров старого типа.
![]() |
![]() |
Крейсер-фрегат "Принц Адальберт" | Корвет для колониальной службы «Stosch» |
Корвет для колониальной службы «Leipzig»