Оглавление

Параллельно с работами в Архангельске, на Адмиралтейских Ижорских заводах шло изготовление механизмов клиперов. 28 октября начальник заводов докладывал Кораблестроительному департаменту: "... к делу машин приступлено и много разных частей вчерне уже заготовлено ...". Для удобства перевозки, по предварительным данным, машина могла быть разобрана на двадцать частей, массой от 330 до 2550 кг. Паровые котлы каждого клипера предполагалось изготовить разобранными на девять частей, массой от 570 до 3000 кг. Суммарная масса одного клиперского механизма, по этой же оценке, составляла около 28 тонн. В действительности же она оказалась значительно выше. Кроме механизмов на Ижорских заводах изготовлялся ряд предметов снабжения строящихся клиперов: камбузы, помпы, иллюминаторы, цепные стопоры и др.

В январе 1856 г., находившийся в С.-Петербурге инженер-механик капитан Говорливый, подал рапорт в котором указывал на недостаточность средств Архангельского порта и Ширшемского завода для предстоящей сборки клиперских механизмов и предложил для этой цели оборудовать при Архангельском адмиралтействе небольшую механическую мастерскую. Департамент, признав устройство такой мастерской крайне необходимым, распорядился изготовить для нее на Ширшемском заводе паровую машину с котлом, токарные станки и переносные кузнечные горны, поручив капитану Говорливому начать работы тотчас по возвращении его в Архангельск в феврале. Для строящихся клиперов по нарядам конторы над портом Ширшемский завод изготовлял скобы на ахтерштевни и рули, шлюпбалки, металлический баллер шпиля и детали его, шпуль-помпы, металлические части штурвалов, обухи, рымы, кипы и др. металлические вещи.

Оперативно был решен вопрос артиллерийского вооружения клиперов. 14 ноября 1855 г. Артиллерийский департамент Морского министерства получил распоряжение главы морского ведомства по поводу артиллерийского вооружения строящихся судов, в соответствии с которым на каждый клипер приказано ... "поставить по одной 60-ти фунтовой длиной пушке и по две пушко-карронады 36-ти фунтового калибра ...". 60-ти фунтовая (196 мм) чугунная пушка образца 1855 г., сконструированная в 1854 г. генерал-майором Баумгартеном, предназначалась для установки на нижних деках, и в качестве погонных и ретирадных орудий открытых батарей. Первые образцы ее были отлиты в 1856 г. на Олонецком Александровском заводе в Петрозаводске и изготовлялись двух видов: длинная №1, весом в 300 пудов (4,9 т) с длиной канала ствола 15 калибров и короткая №2, весом 196 пудов (3,2 т) и каналом в 13 калибров. Пушка могла стрелять сплошными ядрами, бомбами и древгагелами (дальней картечью). Масса сплошного ядра достигала 26 кг, а снаряженной бомбы - ок. 19 кг. Дальность стрельбы из длинной 60-ти фунтовой пушки сплошным ядром и полным зарядом при угле возвышения 18 1/3 (сбой в тексте, видимо градусов, прим. ВВС) составляла 19 кабельтов (ок. 3,5 км). 60-ти фунтовая пушка была одним из самых мощных и тяжелых корабельных гладкоствольных орудий и состояла на вооружении русского флота до введения нарезных орудий. 24 ноября Артиллерийский департамент, информируя начальника морской артиллерии в Архангельске о вышеупомянутом приказе, сообщил, что отдано распоряжение об отправке орудий и снарядов "... по настоящему зимнему пути прямо из Петрозаводска в Архангельск ..." и предложил позаботиться о своевременном изготовлении "... потребных для сих орудий станков, принадлежностей и других артиллерийских вещей ..." Однако 6 декабря, по представлению А.А. Попова генерал-адмирал распорядился вместо 36-ти фунтовых пушко-карронад поставить на клипера "... американские пушки 24-х фунтового калибра (152 мм), сняв оные с корабля в Кронштадте ..." Кроме того на каждый клипер полагалось отпустить стрелковое оружие: 20-30 коротких штуцеров и 10 нарезных драгунских ружей.

Между тем возобновившиеся в конце 1855 г. мирные переговоры давали надежду на прекращение военных действий. Вследствие чего морское ведомство, продолжая постройку, рассматривало планы дальнейшего использования клиперов. Содержать их в мирное время на Белом море по-прежнему не входило в намерение ведомства, особенно, принимая во внимание, выявленную войной острую потребность в современных паровых судах у дальневосточных берегов Империи. Поэтому в конструкцию и устройство клиперов, первоначальное назначение которых была защита Архангельска и других прибрежных поселений в Белом море, стали вноситься изменения, преследовавшие цель улучшить их мореходные качества, сделать их способными совершать длительные морские переходы. Первым шагом в этом направлении было решение заменить обыкновенные гребные винты подъемными, что существенно улучшало ходовые и маневренные качества клиперов под парусами. Чертеж кормы с деревянным рулем и рудерпостом, вместо первоначально проектированных железных, с устройством колодца для винта и подробным описанием конструкции был передан А.А. Иващенко А.А. Попову, перед отъездом его в Архангельск в декабре 1855 г.

В конце января 1856 г. канцелярия Морского министерства уведомила Кораблестроительный департамент о распоряжении генерал-адмирала Константина "... чтобы снабжение вновь строящихся при Архангельском порте винтовых лодок, равно как и обмундирование команд, которые будут на оные назначены, было произведено на одинаковом положении с судами, назначенными в кругосветное плавание ..." и предложила представить сведения о "... количестве расхода, потребного для снабжения по его ведомству означенных лодок на изъясненном выше основании ...". Поскольку в кругосветное плавание корабли уходили только из Кронштадта, департамент обратился в контору над тамошним портом с просьбой дать сведения по возникшему вопросу. Контора, в своем отношении в департамент от 24 февраля, представив ведомость бригам, шлюпам и транспортам совершившим кругосветные плавания с 1819 по 1853 г. сообщала: "... подобного рода суда, как строящиеся в Архангельском порте винтовые лодки от Кронштадского порта в кругосветное плавание никогда не отправлялись и не снабжались, положения на комплектование контора ... до сего времени не имеет, а как лодки, вероятно, плавание будут иметь прибрежное, а поэтому кроме угля, которого каждая лодка, как по отобранным сведениям известно, может поместить на 4 дня ходу ... запаса большего поместить негде ...". Конечно, ситуация сложилась курьезная, но то, что в Кронштадте имели смутное представление о работах в Архангельске, полагая, что строящиеся там винтовые лодки мало чем отличаются от строившихся в С.-Петербурге свидетельствовало, что применяемые руководством морского ведомства меры по сохранению в тайне работ по архангельским клиперам, оказались действенными.

Оглавление

Hosted by uCoz