Одновременно с распоряжением, о котором шла речь выше, генерал-адмирал "... желая снабдить строящиеся в Архангельске винтовые шкуны более сильными машинами, противу изготовляемых ... на Ижорских заводах ..." поручил Пароходному комитету рассмотреть вопрос о возможности поставить на три из них машины из числа заказанных частным заводам в С.-Петербурге для строящихся корветов. В представленной 23 января 1856 г. справке комитет показал, что в случае установки корветских машин и котлов запас угля на клипере уменьшится почти вдвое, а скорость хода возрастет на 1 узел. При обсуждении комитетом "... всего относящегося до сего предмета, постановка корветских машин на шкуны найдена ... неудобною ..." С участием Ижорских заводов было рассмотрено предложение, сохранив те же паровые машины, поставить на клипера, вместо первоначально предполагавшихся двух котлов три, таких же. По этому поводу 28 января начальник Ижорских заводов представил свои соображения: "... с переделкою дымовых ящиков на трех из находящихся ныне в деле котлов, можно будет установить на три шкуны по три котла, но вместе с тем, необходимо заметить, что увеличив силу машины на одну треть против прежнего, необходимо в той же пропорции увеличить и размеры некоторых частей машины ... которые уже изготавливаются ...". Постройка шести новых котлов с арматурой и переделка всех машин, по расчетам А.Я. Вильсона, не позволила бы приготовить "... все шесть механизмов к отправке зимним путем". 1 февраля Пароходный комитет информировал начальника заводов, что генерал-адмирал при докладе ему всех предложений приказал: "... немедленно приступить к переделке механизмов с тремя котлами только для трех шкун, а остальные оставить по-прежнему ... с тем чтобы все шесть механизмов отправить в Архангельск зимним путем ..." Однако, через полтора месяца, 15 марта, т.е. за три дня до подписания в Париже мирного договора, Кораблестроительный департамент уведомил адмирала С.П. Хрущова о распоряжении высшего руководства Морским министерством, чтобы из числа машин, изготовляемых на Ижорских заводах "... полные механизмы для двух лодок отправлены были в Архангельск по зимнему пути, равно на третью лодку котлы, а остальные механизмы доставлены были в Кронштадт водою ...". В связи с прекращением военных действий флигель-адъютант Попов получил предписание начальства, в соответствии с которым "... строящиеся ... лодки должны прибыть в Кронштадт для постановки машин ...". 26 марта департамент довел до сведения Главного командира порта, полученный им через капитана 2 ранга И.А. Шестакова приказ главы морского ведомства, согласно которому машины с тремя котлами должны быть поставлены на клиперы "Разбойник", "Пластун" и "Стрелок".
С приходом на север весны и увеличением светлого времени суток в Архангельском адмиралтействе нарастал темп работ. Множество работного люда - плотники, брызгасы, конопатчики, валовые рабочие - трудились от светла до темна. В помощь адмиралтейским мастеровым контора над портом наняла плотников "с воли". На эллингах все отчетливее просматривались контуры корпусов строящихся клиперов, законченных сперва набором, а затем - обшивкою. По мере готовности они были опробованы вместо воды конопляным маслом, что хотя и стоило дороже, не оказывало вредного влияния на конструкции деревянного корпуса судна. В специально построенном сарае оборудована механическая мастерская, и для предстоящей сборки котлов были наняты клепальщики. 23 мая капитан 2 ранга А.А. Попов докладывал Кораблестроительному департаменту: "... Одна из машин, предназначенных для строящихся клиперов, отправленная через Вологду, прибыла благополучно в Архангельск, и тотчас по выгрузке будет поставлена на клипер "Опричник" ... Считаю долгом присоединить ходатайство о немедленной присылке мастеровых, которых Колпинский завод обещал ... выслать ... на почтовых ...". На рапорте сделана отметка, датированная 12 июня: "... мастеровые отправлены уже ...". В период до 10 июня были доставлены механизм для второго клипера и котлы для третьего.
В конце мая в Архангельск для комплектования команд клиперов прибыли моряки-черноморцы, участники обороны Севастополя. На долю города выпал случай завершить цепь торжеств и празднеств, которые устраивались в городах европейской России в честь моряков, шедших с юга на север к новому месту служения Отечеству. Как отмечали современники, Архангельск "... выполнил эту задачу блестяще ...". Моряки стали свидетелями и участниками торжественного события. 30 мая в присутствии Главного командира порта адмирала С.П. Хрущова, капитана над портом генерал-майора Мартьянова и других должностных лиц с крытого эллинга Большого адмиралтейства был спущен клипер "Разбойник", служивший образцом в постройке, а затем в вооружении и оснастке пяти остальных. Строил клипер корабельный инженер поручик В.П. Василевский, за которым наблюдал корабельный инженер штабс-капитан П.К. Митрофанов. Через три недели 20 июня был спущен клипер "Стрелок", строившийся на третьем от севера эллинге Большого адмиралтейства. 23 июня с четвертого от севера эллинга Большого адмиралтейства сошел на воду клипер "Пластун", а с эллинга Среднего адмиралтейства - клипер "Джигит". Строителем всех трех был корабельный инженер штабс-капитан П.К. Митрофанов. Клипера спускались с 2200 пудами (36 т) балласта, что соответствовало весу машины клипера.
1 июля, окончив вооружение, клипер "Разбойник" вышел на Соломбальский рейд, 5 июля он перешел за бар реки Северная Двина и 8 июля снялся с якоря и вышел в море для испытания качеств судна. Двое суток, проведенных в море, при умеренном и тихом ветрах, показали, что клипер обладает прекрасными мореходными качествами, имеет правильную и спокойную качку. Капитан 2 ранга А.А. Попов, назначенный командующим отрядом клиперов, и бывший в этом плавании на борту клипера отмечал: "Между значительным количеством разнородных судов, на которых я имел счастье служить доселе, не было ни одного столь остойчивого на волнении, как клипер "Разбойник". Несмотря на довольно большую зыбь и соответствующую силе ветра парусность, в клипер не попало ни одной брызги; 6½ и 7 узлов хода ... в крутой бейдевинд не могли образовать волну или пену перед носом, то и другое выходило от середины судна; крен не превышал 4°..."